
Вид работы | Срок выполнения | Стоимость (в руб.) |
Дипломная работа | от 15 дней | от 8000 руб. |
Курсовая работа | от 7 дней | от 1500 руб. |
Реферат | от 3 дней | от 700 руб. |
Контрольная работа | от 3 дней | от 100 руб. |
Семестровая работа | от 3 дней | от 1500 руб. |
Отчет по практике | от 5 дней | от 1900 руб. |
Онлайн помощь во время экзамена | 1 день | от 1000 руб. |
Билеты к экзамену | от 3 дней | от 120 руб. |
Перевод | 2 дня | от 320 руб. |
Эссе | 2-3 дня | от 200 руб. |
Презентация | 2 дня | от 100 руб. |
Изучение семантико-грамматических признаков имени прилагательного в аспекте развития речи младших школьников
Содержание
Введение 3
Глава 1. Лингво – методические основы развития речи младших школьников в процессе работы с именами прилагательными 7
1.1. Семантико-грамматические признаки имени прилагательного как части речи 7
1.2.Особенности развития речи младших школьников в процессе изучения имен прилагательных 14
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Методика развития речи младших школьников в процессе работы с именем прилагательным 19
2.1. Анализ программы учебников с точки зрения актуальности материала по развитию речи средствами имен прилагательных 19
2.2. Обобщение опыта развития речи младшего школьника в процессе работы с именем прилагательным 31
Выводы по второй главе 40
Заключение 42
Список литературы 44
Приложение 49
Введение
Имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться ни с одной частью речи. На значение обогащения словаря ребенка именами прилагательными указывал Н.С.Рожденственский. Он писал: “Обогащение словаря ребенка прилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью ребенок выделяет в предметах, лицах и явлениях те качества, которые осмысливаются им по своей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями”
Имена прилагательные представляют собой обширный материал, использовать который можно для наблюдений над синонимами, антонимами, над употреблением прилагательных в переносном смысле.
Сама тема “Имя прилагательное” является очень интересной и благодатной в плане развития речи учащихся. Имена прилагательные по своим выразительным качествам не могут сравниться ни с одной частью речи. Имена прилагательные «как бы живописуют и характеризуют, они, словно, расцвечивают повествование». В отличие от имени существительного, обозначающего понятие о предмете в совокупности со всеми его признаками, прилагательное суживает объем понятия, делает его конкретным и отчетливым. Поскольку одна из задач преподавания русского языка состоит в том, чтобы научить детей выражать свои мысли не только правильно, но и точно, образно, возникает настоятельная необходимость в ознакомлении учащихся с прилагательным как частью речи, что делает тему исследования актуальной и перспективной.
Анализ новых тенденций оптимизации образовательного процесса в школе позволяет говорить в первую очередь об изменении общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирования умения учиться; от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения).
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Важнейшей задачей школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности к овладению знаниями и способами действий с ними в соответствии с познавательными установками. В современных условиях, когда объём необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определённой суммы знаний: важно развивать у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации.
Одно из решающих условий этой задачи – хорошо развитая речь каждого человека общества. Развитие познавательной активности и самостоятельности подрастающего поколения в огромной степени зависит от того, на сколько школьники овладеют родным языком, речевыми умениями и навыками. Поскольку средством обучения и источником необходимой информации, прежде всего, является речь. То основной перечень общеучебных умений непосредственно соотносится с формированием у учащихся навыков речи. Школьник не может успешно обучаться по всем предметам без достаточной языковой подготовки, без речевых умений и навыков. Особенно важна практическая сторона обучения языку – речь: восприятие и понимание речи взрослых, полноценное, достаточно быстрое и сознательное чтение, а также говорение и письмо. То есть устное и письменное выражение своих знаний, мыслей, чувств.
Имя прилагательное — это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета и выражающая это значение в словоизменительных морфологических категориях рода, числа и падежа. Прилагательное обладает морфологической категорией степени сравнения и имеет полные и краткие формы.
Цель исследования — изучить семантико-грамматических признаков имени прилагательного в аспекте развития речи младших школьников.
Объект исследования — развитие речи младших школьников при изучении имени прилагательного.
Предмет исследования — содержание и методическая организация дидактического материала по развитию речи учащихся младших классов в процессе изучения имени прилагательного.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
— изучить лингвистическую литературу, на основе которой определить понятие об имени прилагательном как части речи, описать его лексико-грамматические разряды, проанализировать грамматические категории, обосновать роль имен прилагательных в речи;
— проанализировать программы и учебники по русскому языку в рамках системы развивающего обучения Л.В. Занкова с целью выявления объема и содержания учебного материала, рассчитанного на изучение имени прилагательного в начальной школе;
— описать пути освоения имени прилагательного младшими школьниками в аспекте развития речи на основе изучения методической литературы;
— обосновать систему работы по развитию речи младших школьников в процессе изучения имен прилагательных, учитывая достижения лингвистики, методики, опыт учителей – практиков.
Теоретическую основу данной работы составили исследования, рассматривающие:
— использование имени прилагательного в речи (В.В. Виноградов, Ф.К Гужва, П.А. Лекант, Ф.К, И.Г. Милославский, Е.А. Брызгунова, Н.М. Шанский, И.Б. Голуб и др.);
— методику освоения имени прилагательного младшими школьниками (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, В.В. Бабайцева и др.).
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Лингво – методические основы развития речи младших школьников в процессе работы с именами прилагательными
1.1. Семантико-грамматические признаки имени прилагательного как части речи
Имя прилагательное — это грамматическая категория, формирующая и объединяющая слова, которые означают признак предмета (качественный, относительный или указательно-определительный) и которые являются определяющими имена существительные и обычно согласуемыми с ними в роде, числе и падеже частями речи. Семантической основой имени прилагательного является понятие качества. Слово, подводимое под категорию имени прилагательного, представляет собою комплекс форм, которые все вместе образуют своеобразную парадигму именного склонения, отличную от парадигмы склонений существительных. Эти формы имени прилагательного — синтетические, объединяющие в своей структуре указание на род, число и падеж (так же как у имен существительных). Однако формы рода, числа и падежа имен прилагательных выражают не внутренние оттенки качественных значений, а лишь указывают на синтаксическую связь прилагательных с именами существительными в процессе речи. Эти основные формы имен прилагательных являются формами синтаксических отношений, формами грамматического согласования22, С.65.
Таким образом, грамматические формы имени прилагательного — в отличие от форм имени существительного — не выражают никаких дополнительных лексических значений, кроме общего значения согласуемого признака. Они вполне синтаксичны и — в силу этого — более абстрактны.
На этом фоне понятна прозрачность и бедность окончаний имен прилагательных. Внешние приемы изменения слов здесь унифицированы. Окончания имен прилагательных свободны от иной семантической нагрузки, кроме обозначения синтаксического согласования признака с определяемым именем существительным.
Эта общая грамматическая функция прилагательных накладывает свой отпечаток и на их морфологическую природу, на самый способ выражения и отражения значения признака в формах имени прилагательного.
Легко заметить, что большая часть прилагательных в русском языке выражает качество или признак не непосредственно, а опосредственно, через отношение к предмету и действию (например: производственный, организаторский, идейный, непримиримый, угрожающий, знающий, непревзойденный и т. п.) . Еще Г. Павский, характеризуя круг качественных понятий, подводимых под категорию имени прилагательного («внешний вид, цвет, внутренние свойства, состояние, происхождение и разные отношения вещей»), писал: «Многие из сих понятий, например понятия о происхождении и разных отношениях вещей, могут быть выражаемы и выражаются посредством падежей, предлогов и взаимного сочетания имен существительных. Поэтому многие прилагательные могли бы и не существовать в языке. Вместо писчая бумага, деревянный стол, весенний месяц легко бы можно сказать: бумага для письма, стол из дерева, месяц весны. И точно: есть языки, или вовсе не имеющие прилагательных имен, или имеющие их чрезвычайно мало» 6, С.34.
В современном русском языке имена прилагательные — это самая многочисленная после имен существительных армия слов. При этом больше всего имен прилагательных, производных от основ существительных или глаголов. Качественность ищется в формах отношений между лицами, предметами, отвлеченными понятиями. Она выводится из отношения к предмету или действию (ср. у Достоевского в «Идиоте»: «На ногах его были толстоподошвенные башмаки»). Не подлежит сомнению, что этот сложный процесс формирования отвлеченных качественных значений имени прилагательного не мог не отразиться и на судьбе тех форм имени существительного и глагола, которые были способны обозначать качество13, С.87. Именно в связи с этими изменениями языка и мышления находится живой, быстрый рост родительного качества или родительного определительного в системе имен существительных и расширение его семантических функций: «Человек большого ума, большой наблюдательности, он бездну видел, слышал, помнил» (Герцен, «Былое и думы»); «Все теми же шагами, однообразными, равномерными шагами долгих ожиданий ходил я взад и вперед» (Л. Андреев). В широком употреблении этого родительного качества, который представляет конструкцию, синонимическую имени прилагательному (высокой цены — высокоценный, большого ума — очень умный и т. п.), рельефно выступает тенденция «заменить определение указанием на отношение определяемого к тому отвлеченному представлению, с которым связывается представление о тех или иных качествах, свойствах». Чаще всего форму родительного определительного принимает целое словосочетание из имени существительного и прилагательного (люди сороковых годов; специалист высокой квалификации). С помощью родительного определительного выражаются более сложные, тонкие и разнообразные свойства, характеристические признаки, чем посредством имени прилагательного. Однако и в том и другом случае качество отыскивается в отношении предмета к предмету. Отношение к предмету ложится в основу качественной характеристики9, С.54.
В самом деле, из громадного числа русских имен прилагательных сравнительно небольшая часть выражает качество или свойство непосредственно лексическим значением своей основы. Таковы, например, прилагательные, обозначающие цвет: алый, бежевый, бледный, белый, бурый, вороной, гнедой, голубой, желтый, карий, палевый, русый, рыжий, сивый, сизый, синий, седой, серый, черный, смуглый и т. п.; пространственные и временные качества и отношения: прямой, правый, левый, малый, тесный, большой, плоский, глубокий, далекий, долгий, короткий, узкий, широкий и т. д.; вообще воспринимаемые чувствами свойства и качества вещей3 : пряный, кислый, прочный, ровный, мокрый, острый, теплый, горький, жидкий, легкий, мелкий, мягкий, редкий, сладкий, тонкий, тяжелый, густой, частый и т. д.; внешние или физические, телесные качества людей и животных: босой, голый, нагой, лысый, сытый, молодой, старый, дюжий, хилый, косой, глухой, слепой, тощий, полный, быстрый, толстый и т. д.; внутренние качества, качества характера, психологического склада: хороший, злой, живой, резвый, глупый, грубый, дикий, гордый, косный, бодрый, добрый, мудрый, хитрый, храбрый, щедрый, наглый, подлый, жестокий, кроткий и т. п.
Количество таких рубрик и примеров, конечно, можно значительно увеличить. И все-таки если собрать все прилагательные, которые выражают качество непосредственно, то окажется, что таких слов немного по сравнению с массой прилагательных, обозначающих качество как признак относительный, т. е. выводимый из отношения к предмету, обстоятельству или действию, например: железный, жилистый, болотистый, вертлявый, пропащий, закоптелый, здешний, домашний, вчерашний и т. п. 13, С.90
Быстрое и разностороннее развитие категории качества в русском литературном языке XVII — XVIII вв. было вызвано стремительным процессом национализации русского языка и сближением с западноевропейскими языками. Круг качественных определений — жизненно-бытового, гражданского и общественно-психологического характера — отвлеченных и эмоциональных — в церковнославянском языке был не очень широк. Все усиливающийся приток народных выражений и эпитетов в русскую литературную речь с XVI — XVII вв. значительно расширил в ней область эмоциональных и живописных, красочных определений. Влияние западноевропейских языков и особенно французского языка в XVIII в. лишь осложнило и обогатило сферу выражения качественных оценок внутреннего и внешнего мира и привило русскому языку изощренные приемы отвлеченно-оценочного и пластического изображения свойств и признаков предметов. В течение XVIII — XIX вв. класс имен прилагательных пополняется и расширяется с поразительной быстротой соответственно общему темпу роста великого русского языка. Как лексический материал для творчества качественных определений используются главным образом основы имен существительных и глаголов. Иллюстрацией может служить развитие прилагательных, обозначающих цветовые качества. Из французского языка в XVIII — XIX вв. пришли к нам: бордовый, палевый, оранжевый, розовый, лиловый, фиолетовый, фрезовый, кремовый, пунцовый (ponceau — цвет мака) и т. п. Ср. в XX в. бежевый (фр. beige) 5, С.66
Таким образом, и в группе цветовых прилагательных рядом с словами, теперь представляющимися непосредственным обозначением цвета (например: белый, серый, синий, сизый, желтый, черный и т. п.), выделяется длинный ряд прилагательных, выражающих понятие цвета через отношение к предмету14, С.91.
Итак, качественные значения имен прилагательных чаще всего выводятся из отношения к предмету и действию, соответственно значениям тех именных или глагольных основ, от которых они образуются4 . Прилагательные в подавляющем большинстве своем имеют основу или существительного, или глагола, осложненную суффиксами (например: комсомольский, вузовский, обобществленный и т. п.).
Необходимо глубже вникнуть в процесс развития качественных значений из предметных отношений. Качество, грамматически обозначаемое в форме имени прилагательного системой окончаний -ый, -ий, -ая и т. п., отыскивается в свойствах того предмета или действия, которые выражаются основой прилагательного. Качественное значение в производных прилагательных является вторичным. Оно вытекает из качественной оценки предметного отношения или из качественного осмысления действия.
Например, митинговый прежде всего обозначает отношение к митингу: митинговый оратор; митинговая речь. Но на это значение наслаивается иное, качественно-оценочное: митинговые выпады; митинговые замашки.
Таким образом, прилагательные, определяющие соотношение предметов, переходят затем к выражению качественной оценки.
Эта семантическая связь прилагательных с существительными выражается в том, что нередко прилагательное следует за всеми изменениями лексических значений существительного, их отражая. Например, слово минор, кроме обозначения известного музыкального лада, в разговорно-фамильярной речи употребляется в значении: грустное, меланхолическое настроение (Почему вы сегодня в таком миноре?). Та же двойственность значений свойственна прилагательному минорный. С одной стороны, оно является музыкальным термином: минорная гамма; минорная тональность; минорный лад; с другой стороны, оно имеет переносное значение в разговорной речи: грустный, меланхолический, печальный: минорное настроение; говорить в минорном тоне.
Не удивительно, что лексические значения множества прилагательных почти всецело обусловлены предметными значениями производящего имени существительного. Например: березовый, библиологический, бивачный, биржевой, бирюзовый, бисквитный, бобровый, боковой, болевой, бомбовый, брачный, броневой, бронзовый, бронхиальный, бубновый, бузиновый, букетный, булочный, бумажный, бумазейный, бутовый, бухгалтерский, былинный, бязевый; все производные с приставкой без-: бесприютный, беспроцентный и т. д.; вагонный, веревочный, вазелиновый, валерьяновый, валютный и т. д. — вся эта масса производных прилагательных соотносительна с беспредложными конструкциями, включающими в себя родительный падеж соответствующего существительного, или с предложными конструкциями, состоящими из любого косвенного падежа существительного и предлога. Имя прилагательное отличается от этих оборотов лишь общим грамматическим значением относительного признака, из которого могут затем развиться новые качественные значения. Например, в слове карманный: 1) по форме и размеру приспособлений для ношения в кармане (карманные часы) и 2) обслуживающий повседневные мелкие нужды, мелкий (карманные расходы) 7, С.112.
Но в целом ряде случаев выражение отношения к объекту не осложняется качественными значениями. А. А. Потебня так писал об этом: «Нынешний язык сохранил выражения, как часовой мастер, рыбный, винный торговец, т. е. представляет постоянным свойством субъекта его отношение к объекту; но, во-первых, избегает в этих случаях прилагательных относительных, получивших качественное значение (необычно было бы: железный кузнец, деревянный мастер), во-вторых, не вносит в субъект атрибутов объекта, так что в нем было бы невозможно: часовой стенной мастер. свежий рыбный или винный крымский и заграничный торговец» 22, С.54.
Однако значение качества в имени прилагательном становится все определительнее, резче и отвлеченнее. К. С. Аксаков отметил: «При этом постепенном освобождении от предмета, при постепенном превращении предмета в качество мысль все еще опирается на предмет; наконец она доходит до понятия общего независимого значения, независимого от предмета, и доходит до понятия качества. Здесь уже нет предмета, здесь является одно чистое качество. Мысль доходит до него, и вместе, в слове, до области прилагательных, в полном смысле» . Те же идеи позднее развивал А. А. Потебня: «По мере того как связь прилагательного относительного с его первообразным существительным становится в сознании более и более отдаленною, увеличивается его отвлеченность, безотносительность, качественность, ибо качественность прилагательного есть лишь другое имя его безотносительности. Вместе с тем это прилагательное становится выражением качества постоянного» 25, С.65.
1.2.Особенности развития речи младших школьников в процессе изучения имен прилагательных
Большие возможности для развития речи детей даёт изучение имени прилагательного. Уже с первого класса включают задания на составление предложений и небольших текстов по предметным картинкам; учат распространять связной текст, вписывая в него пропущенные прилагательные, предлагают задания на подбор к словам, обозначающим предмет, слов обозначающих признак; проводят работу над загадками, включающими прилагательные, показывающие признаки предмета, служащего отгадкой; учат образовывать прилагательные от существительных и записывать словосочетания с этими прилагательными.
Основная задача начальной школы – развитие речи учащихся. Одной из сторон этой задачи является обогащение словарного запаса детей. Языком дети овладевают задолго до школы, однако активный словарь очень беден. Тема “Имя прилагательное” является очень интересной и благодатной в плане обогащения словарного запаса учащихся. Обогащение речи именами прилагательными является очень важным, т.к. именно признаковые слова делают речь выразительной и яркой, т.е. изобразительной. Важное значение в выразительности и богатства языка играет синонимия. Психологией доказано, что “наиболее восприимчивым и благоприятным возрастом в отношении языкового развития является младший школьный возраст”.
Исходя из этого работу над синонимами следует целенаправленно и систематически проводить в начальных классах. Во–первых, следует постепенно накапливать количество слов – синонимов в индивидуальной речи каждого ребёнка. Во –вторых, надо, чтобы дети осознали, что рассмотренные прилагательные, хотя и близки по смыслу, но среди н их имеется множество слов, различающихся оттенками значений. Обобщение словаря ребёнка прилагательными имеет важное значение потому, что с их помощью ребёнок выделяет в предметах. Лицах, явлениях те качества, которые осмысливаются им как наиболее важные для него по своей жизненной значимости в связи с его интересами и потребностями.
Формирование речи у младших школьников одна из важнейших задач, стоящих перед учителем. Развитая речь даёт ребёнку возможность лучше овладевать знаниями, формирует ум, волю, чувства. Работу по развитию речи я начинаю с первого класса. Это совершенствование всех сторон речи: произношение в соответствии с нормами языка, грамматическая правильность, связанность и последовательность высказываний, выразительность. Речь наших детей должна быть правильной без ошибок при произношении, склонении и спряжении слов ( одно пальто, но много пальто, я могу, но мы можем),чтобы образец воспринимался осознанно, сопровождаю его объяснением (шоссе – это асфальтированная автомобильная дорога; байка – короткая сказочка). Обучая правильному произношению звуков, использую такие художественные произведения, как “Игра в слова” А. Барто, проводят игры “Эхо”, “Телефон”, “Докончи звук”.
Неизвестно, как случилось
Только буква заблудилась:
Заскочила в чей то дом
И хозяйничает в нём!
Угадайте, какой звук обозначает заблудившаяся буква.
Жучка будку не доела:
Неохота, надоело.
Есть волшебные слова:
Скажешь слово –
Слышишь два.
Банка-банка-банка
Кабан-кабан-кабан
Словарным упражнениям отводят особое место, потому что они не только учат понимать и употреблять нужные термины, но и активизируют речь школьников. Чем лучше будет поставлена работа над словом, тем богаче будет язык учащегося. К.Д. Ушинский писал “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не умеет им свободно распоряжаться в устной и письменной речи. Всегда будет страдать от этого недостатка при изучении всякого рода другого предмета”.
Одним из средств развития речи и мышления младших школьников являются загадки. Школьники приучаются пристально вглядываться в каждое слово, вдумываться в его смысл. Язык детей обогащают метафоры загадок, смысл которых всегда понятен им, если при разгадывании указывать, на основании какого сходства предметов составлена загадка.
Пёстренькие пёрышки,
Красный гребешок.
Кто это на колышке
Голосисто поёт?
А как обогащают речь ребёнка различные поговорки, пословицы! Ими сегодня так бедна речь не только маленьких, но и взрослых. Включая задания вида: “Прочитай начало пословицы и вспомни конец”, “Подумай какую (пословицу) поговорку можно соотнести с прочитанным произведением” я развиваю не только речь, но и мыслительную деятельность, воображение детей.
Не спеши языком, ….. ….. .
Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувственного, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально-активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной, творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому в современном обществе. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения считается развитие речевой деятельности учащихся.
Выводы по первой главе
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
Имя прилагательное — это грамматическая категория, формирующая и объединяющая слова, которые означают признак предмета (качественный, относительный или указательно-определительный) и которые являются определяющими имена существительные и обычно согласуемыми с ними в роде, числе и падеже частями речи.
Большие возможности для развития речи детей даёт изучение имени прилагательного
Большое значение в системе развития речи на уроках русского языка имеет работа над словом: его значением, употреблением, способностью вступать в синонимические и антонимические отношения, сочетаться с другими словами. Особый интерес с этой точки зрения представляет имя прилагательное. Обучение умению пользоваться словами этой лексико-грамматической группы предполагает работу над точностью словоупотребления прилагательных в зависимости от цели, темы, ситуации и стиля текста.
Глава 2. Методика развития речи младших школьников в процессе работы с именем прилагательным
2.1. Анализ программы учебников с точки зрения актуальности материала по развитию речи средствами имен прилагательных
Методисты в области обучения русскому языку считают развитие речи не только важной задачей начальной школы, но ведущим методическим принципом. Современные методисты Т.А. Ладыженская, Т.Г. Рамзаева, М.Р. Львов, М.С. Соловейчик разработали научные основы развития речи младших школьников, выделили направления речевого развития младших школьников. Речь ребенка-дошкольника «предметна и глагольна», и поэтому необходимо уже с первого класса обогащать словарный запас детей именами прилагательными, так как по своим выразительным качествам они не могут сравниться ни с одной частью речи. Многие методисты и учителя начальных классов описали отдельные направления в работы с именами прилагательными: изучение семантических особенностей имен прилагательных (Никитина Н.К.), работа с синонимами (Измайлова Р.Т.), антонимами (Кирина Л.Я.), фразеологическими оборотами (Колычева Г.Ю.), составление связных текстов с включением имен прилагательных (Матевосян И.С., Богданова И.В., Колесова О.В.). Важной задачей для учителя начальных классов является анализ учебно-методического комплекта, по которому он работает, и выявление системы упражнений по развитию речи в связи с изучением той или иной части речи, в частности в связи с изучением имени прилагательного.
Изучение имени прилагательного в начальной школе не только закладывает основы языковых знаний, но и способствует обогащению словаря и развитию связной речи учащихся. Анализ программы и учебников по Образовательной системе «Школа 2100» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной показал, что работа над темой «Имя прилагательное» осуществляется на протяжении всех лет обучения в начальной школе. К концу обучения в начальной школе учащиеся должны владеть определенным запасом знаний об имени прилагательном как части речи, о его грамматических категориях (роде, числе, падеже, склонении), о роли имени прилагательного в предложении и тексте. Проведённый анализ учебников по русскому языку Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной позволил выявить незначительное количество упражнений по развитию речи учащихся.
Разговорная речь ребёнка тесно связана с формированием интереса к речи вообще и к собственной речи, в частности, с потребностью совершенствовать и обогащать её. Начинать эту работу нужно с первых дней обучения ребёнка в школе.
Задача учителя начальных классов — в доступной для учащихся форме раскрыть основные функции речи как средства общения, передачи и усвоения определённой информации организации и планирования деятельности, воздействия на мысли, чувства, поведение людей.
В процессе изучения любой темы предметом постоянного внимания должно быть развитие у школьников осознанного и точного употребления изучаемого явления. Тема «Имя прилагательное» представляет для этого неограниченные возможности.
Лексика, имеющаяся в упражнениях учебных книг по русскому языку для начальных классов, вполне доступна учащимся, так как является общеупотребительной. Только единичные прилагательные, такие, как, например, роковой, нуждаются в раскрытии их лексического значения. Многие имена прилагательные употреблены в текстах упражнений учебника в переносном значении. Выделяя такие прилагательные из текста в сочетании с существительными, учитель обращает внимание детей на переносное значение прилагательного, показывает на конкретном примере употребление данного прилагательного в прямом значении, сопоставляет прямое и переносное значение. Такое сопоставление дает возможность практически показать выразительные средства прилагательного.
Программа по русскому языку в начальных классах не предусматривает выделения особых часов на лексические упражнения: они должны проводиться в связи с занятиями по грамматике и правописанию и включаться как органическая часть этих занятий в уроки русского языка. Поэтому лексический материал, который привлекается для упражнений по лексике, необходимо использовать в той или иной мере и в целях обучения грамматике.
Речь учащихся развивается в единстве с развитием их мышления, расширением объёма знаний. Вот почему необходимым условием успешного обучения русскому языку является связь учебного процесса с жизненным опытом учащихся, с тем, что они непосредственно видят вокруг себя, слышат по радио, узнают из книг.
Рамзаева считает целенаправленным предлагать учащимся задания, побуждающие их использовать фактические знания, полученные из разных источников (составление предложений на основе прочитанного текста, об интересном событии, об изменениях в природе, и т. д.) При этом не обязательно записывать все предложения. Развитие речи – задача, которая постоянно решается на уроках русского языка.
Как известно, работа в школе над развитием речи включает не только обогащение словаря, но и формирование умений и навыков последовательно выражать свои мысли в тексте.
В систему уроков русского языка входит как её составная часть работа над развитием связной речи. Эта работа ставит целью формировать у младших школьников элементарные представления о тексте как единице речи, которая объединяет 2 или несколько предложений, связанных по смыслу, имеет свою тему и структуру. На уроках развития речи в определённой последовательности у детей развивается такие речевые умения, как умение отличать текст от набора предложений, озаглавливать текст, выделять в нём части (начало, основную часть, концовку), составлять свой текст, опираясь на его тему.
В каждой учебной теме есть уроки развития речи, место которых определяет учитель с учётом возможностей и условий работы своего класса.
Проследим, как решаются задачи развития речи в процессе изучения имени прилагательного.
2 класс – это начальный этап изучения частей речи (без терминов).
Обучение направлено на то, чтобы второклассники восприняли слово как единицу речи, которая представляет собой название признака.
Объём знаний о части речи минимальный: вопросы, на которые отвечают слова (какой? какие?), обобщённое лексическое значение (что обозначают?). У учащихся формируются умения ставить вопрос к слову, распознавать слово по вопросу и значению.
Постоянно обращается внимание на лексическое значение слова и его употребление в предложении и тексте, наблюдение над словами, близкими по смыслу и противоположными, над употреблением слов в переносном значении.
Программой предусматривается ознакомление второклассников с однородными словами. В систему обучения русского языка органически включается работа над речевым развитием учащихся. Она проводится по трём направлениям:
• обогащение и уточнение словаря учащихся (лексический уровень владения речью);
• овладение предложением и словосочетанием (синтаксический уровень);
• овладение свободной речью (уровень текста).
Работа над формированием умения правильно строить и точно употреблять предложения в тексте проводится в той или иной мере на каждом уроке.
В программе для 2 класса 4-летней школы большое место отводится тексту, под которым понимается 2 или несколько предложений, связанных по смыслу.
Смысловая связь предложений создаётся единством темы. Для того, чтобы учащиеся осознали текст, она сопоставляется с отдельными предложениями, не объединёнными общей темой.
Согласно программе во 2 классе проводятся обучающие изложения и сочинения, представляющие собой коллективное составление небольшого рассказа на заданную тему, а также рассказа по картинке или серии картинок, по наблюдениям за природой.
Учебник русского языка для 2 класса предлагает также составление рассказов на тему, аналогичную только что прочитанному тексту.
Особое место отводится сочинениям по рисункам. Учитывая, что развитие письменной речи тесно связано с развитием устной, в учебнике представлены упражнения, состоящие из имён прилагательных, заданных на одну и ту же тему. Первое задание предлагает детям составить устный рассказ по картинке или по серии картинок, второе – списать текст. При этом задания постепенно усложняются.
Усложнение заданий находится в определённом соответствии с усложнениями других заданий. Усложнения эти связаны с постепенным формированием умений работать с текстом и, в частности, с развитием таких речевых умений, как умение определять тему текста, умения его озаглавить, отобрать материал в соответствии с темой, делить текст на части, соблюдать красную строку. Все эти умения взаимообусловлены и в целом ведут к формированию таких сложных умений, как умения воспринимать, передавать (воспроизводить) чужой создавать свой текст.
Необходимо подчеркнуть, что обучение связной речи проводится на каждом уроке. Прежде всего, второклассники учатся правильному восприятию текста.
Этим объясняется тот факт, что многие упражнения начинаются с заданий:
«Прочитайте», «Объясните, почему текст так называется» или «О чём говорится в тексте?». Правильное восприятие текста является основой сознательного выполнения всех других заданий.
В целях активизации познавательной деятельности учащимися теоретический материал чаще всего «подаётся» в учебнике как результат задачи, которую предлагалось выполнить, как вывод, полученный в ходе наблюдений над речью.
Чтобы эту задачу можно было решить более успешно, задания в упражнениях разделены на ряд операций, которые учащиеся последовательно должны выполнить. После ознакомления с содержанием предлагается найти в тексте слова, отвечающие на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», то есть проанализировать или вторая часть заданий носит конструктивный характер: нужно заменить данные имени прилагательного на слова с противоположным значением, поставить имя прилагательное в форму множественного числа, вставить имя прилагательное в текст, заменить сочетание имени существительного с предлогом на имя прилагательное, подобрать к данным или выписанным из словаря именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, составить предложения, употребить имена прилагательные.
Третья часть задания в большинстве упражнений требует сравнения, четвёртая – элементарного обобщения.
Для того чтобы заинтересовать учеников в изучении материала и организовать их поисковую деятельность, учебник содержит вопросы для размышлений.
Вопросы определяют цель урока, его учебную задачу. Постановка вопросов перед изучением нового материала делает урок целенаправленным. Ответ – обобщение представлен в учебнике в виде сведений.
Чтобы подготовить учащихся к осознанию имени прилагательного как части речи, уже в 1 классе уделяется внимание умению детей подмечать и правильно называть разнообразные признаки предмета.
Распознавание между собой слов, ответов на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?». По сути, связано с пониманием рода имени существительного и синтаксической зависимости имени прилагательного от имени существительного. Род имен существительного и имени прилагательного изучается в 3 классе. Поэтому, практически руководствуясь лексическим значением слова, ставить нужный вопрос к прилагательному (арбуз какой? – сладкий, яблоко какое? – сладкое, вишня какая? – сладкая).
Чтобы второклассники не допускали ошибок в родительных окончаниях имени прилагательного, методисты рекомендуют предупреждать учащихся, какие буквы следует писать на конце слова.
Учащиеся второго класса овладевают следующими умениями:
• распознавать и осознанно употреблять в речи слова, обозначающие признаки предметов;
• характеризовать предметы с разных сторон;
• сопоставлять и сравнивать термины по одному из признаков (составлять пары имени прилагательного с противоположными значениями);
• различать слова, отвечающие на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?» и слов, отвечающих на вопросы какие? (правильно ставить вопросы к имени прилагательному в единственном и множественном числе).
В программе же «Школа России» изучению темы «Имя прилагательное» отводится 12 часов с целью:
• актуализировать (восстановить) знания учащихся о словах, называющих признаки предметов, и вопросах, на которые они отвечают; привлечь внимание учащихся к значению в нашей речи слов, называющих признаки предметов;
• формировать умения: устанавливать связь между словами, называющими признаки предметов, и вопросами, на которые они отвечают.
• сформировать представление о лексико-грамматических признаках имени прилагательного: о лексическом значении (называют признаки предметов) и грамматических признаках (вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»); о том, что прилагательные могут называть признаки одного или многих предметов, что прилагательные изменяются по числам; формировать умение определять (объяснять), является ли данное слово именем прилагательным.
• ввести в активный словарь второклассников термин имя прилагательное.
Познавательным опытом второклассников, позволяющий им успешно выполнять задания будут являться представления: о различии реально существующих предметах, мире людей, животных, признаков предметов, действий предметов и слов, их называющих; знания о словах, называющих признаки предметов; умение выделять эти слова из текста по их лексическому значению и по вопросам; о слове как части речи; опыт анализа слова (имени существительного и глагола) в двух планах: лексического значения (что слово называет) и грамматических признаков (вопрос, на который слово отвечает).
Третий класс представляет собой важный этап в системе языкового образования и речевого развития младших школьников. Центральное место на уроке русского языка отводится изучению таких основных речевых единиц, как слово, предложение, текст. На третьем году обучения осуществляется формирование синтаксических, морфологических (имён прилагательных), словообразующих понятий. Процесс усвоения понятий является одновременно процессом речевого и умственного развития учащихся. Развиваются умения анализировать, сравнивать и синтезировать языковой материал, применять его в речевой практике.
В третьем классе, согласно программе, углубляется представление учащихся о тексте.
Даже если текст предлагается для списывания с определённым грамматическим или орфографическим заданием, всё равно ученику необходимо правильно понять его содержание, структуру и художественные особенности.
Поэтому практически каждое упражнение начинается с задания прочитать текст, а задание многих упражнений предлагает ответить на вопросы, определить тему текста, озаглавить его или объяснить смысл заголовка и т. п.
Изучение темы «имя прилагательное» в третьем классе имеет следующие задачи:
1. развитие умения распознавать имя прилагательное в тексте, находить имя существительное, к которому относится имя прилагательное;
2. развитие умения точно употреблять имя прилагательное в устной и письменной речи;
3. расширение знаний школьников об окружающей действительности; развитие умения наблюдать, подмечать разнообразные признаки предметов;
4. формирование грамматического понятия «имя прилагательное»: выделение показателей, характерных для имени прилагательного как части речи (обозначение признака предмета, ответа на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», изменение по роду и числу, в предложении чаще всего бывает второстепенным и поясняет имя существительное);
5. углубление представлений учащихся об имени прилагательного, близких и противоположных по смыслу; ознакомление с синонимическим рядом слов, их ролью в речи;
6. ознакомление с особенностями текста – описание и формирование умения составлять такой текст;
7. ознакомление с изменением имени прилагательного по родам и формирование навыков правописания окончаний имени прилагательного в родительном падеже;
8. развитие умения определять число имени прилагательного;
9. формирование умения составлять словосочетания из имён прилагательных и существительных.
Все эти задачи решаются в единстве. При определение методики изучения имён прилагательных учитывается прежде всего их следующая особенность: и по лексическому значению, и по грамматическим признакам имени прилагательного связаны с именем существительным. Поэтому важно подвести учащихся к пониманию этой связи.
Сущность зависимости имени прилагательного от имени существительного учащиеся познают постепенно. Вначале усваивают смысловую зависимость: имя прилагательное обозначает признак предмета (не признак как нечто самостоятельное, а признак определяемого предмета; этим имя прилагательное отличается от существительных, которые обозначают качество безотносительно к предмету – смелость, доброта).
Понимание грамматической зависимости имени прилагательного от существительного требует внимания к окончанию, поскольку окончание является грамматическим средством выражения связи слов. Учащиеся наблюдают за изменением рода и числа имени прилагательного в зависимости от рода и числа имени существительного.
Условием, способствующим эффективности усвоения знаний об имени прилагательном, является обогащение речи школьников синонимами, антонимами, ознакомление с употреблением прилагательных в прямом и переносном значении.
Уроки русского языка в 4 классе содержат материал, направленный на развитие у учащихся внимания к смысловой стороне слова и его употреблению в предложении.
Сравнение слов-синонимов и выяснение, почему в тексте употреблено взятое автором слово, — одно из условий развития у школьников умения осознанно употреблять слова в речи.
В 4 классе продолжаются наблюдения над употреблением сов в прямом и переносном значении. Обращается внимание учащихся на то, что употребление слов в переносном значении способствует более выразительной и яркой передаче мысли.
В каждой теме представлен ряд уроков, специально предназначенных для работы над развитием у учащихся навыков связной речи. Они занимают определённое место и включают свободные диктаты, изложения разных видов (полные и сжатые, зрительные и слуховые, по фильму и книге), а также сочинение по картине, наблюдениям, и др.
Все части речи изучаются на синтаксической основе. При работе с 4-х классниками следует ориентироваться на такие задачи и цели, как:
1. усовершенствование знаний об имени прилагательном как части речи (обобщённое лексическое значение имён прилагательных, их изменение по родам, числам и падежам, зависимость имён прилагательных от имён существительных);
2. развитие умения точно употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
3. формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе;
4. усовершенствование навыка правописания родовых окончаний прилагательных;
5. развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте.
При изучении падежей имён прилагательных ведущей является опора на словосочетание.
Новым для учащихся 4 класса является склонение имени прилагательного и правописание падежных окончаний. Основу для формирования навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных составляют следующие знания и умения:
• умение установить связь слов в предложении и найти существительное, от которого зависит имя прилагательное (выделить словосочетание),
• знание о том, что имя прилагательное употребляется в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное,
• знание падежных окончаний,
• умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание имени прилагательного с окончанием в вопросе.
Не менее важным является применение указанных знаний и оперирование умениями в определённой последовательности:
1. Найти существительное, от которого зависит прилагательное, и задать вопрос.
2. Определить род, число, падеж имени существительного.
3. Определить род, число, падеж имени прилагательного.
4. Написать окончание имени прилагательного в данной форме.
В начале изучения темы ход рассуждений записывается в скобках перед именем прилагательным, позднее это не делается (каким? тв. пад., ср. р., Ранним утром мы вышли в поход.)
Порядок изучения падежей определяется целесообразностью сопоставления и противопоставления падежей, в каком-либо отношении сходных. Поскольку прилагательные в мужском и среднем роде склоняются иначе, чем прилагательные в женском роде, они рассматриваются отдельно. При изучении имени прилагательного в мужском и среднем роде именительный падеж сопоставляется с винительным. Особое место отводится родительному падежу, и, наконец, творительному, сопоставляются с предложным.
У прилагательных в женском роде сравнивают родительный, дательный, творительный и предложный падежи; кроме того, винительный падеж сопоставляют с творительным.
2.2. Обобщение опыта развития речи младшего школьника в процессе работы с именем прилагательным
С точки зрения обогащения активного словаря детей значение синонимии огромно. Синонимия в языке свидетельствует о богатстве и выразительных возможностях данного языка. М.Р. Львов отмечает, что «чем больше в словаре синонимов, тем богаче выразительные возможности как данного языка в целом, так и каждого его носителя». Синонимические средства языка позволяют точно и образно выразить мысль. Упражнения с синонимами расширяют словарь учащихся, развивают умение точно выражать свои мысли, предупреждают повторение одного и того же слова. Следует постепенно накапливать количество слов – синонимов в речи каждого ребёнка. Кроме того, надо, чтобы дети осознали, что слова – синонимы хотя и близки по смыслу, а слова – антонимы противоположны по смыслу различаются оттенками значений. Правильное употребление в речи синонимов и антонимов требует знания различающих их смысловых оттенков и стилистических свойств. В процессе работы над синонимами нельзя ограничиваться только выделением из текста слов – синонимов, а следует добиваться понимания учащимися, чем один синоним отличается от другого [5, С.56].
«Умение разграничивать синонимы,- пишет А.Н. Гвоздев, — выбирать из них наиболее уместный и точный представляет важный стилистический навык». Умение пользоваться синонимами является сложным навыком, и формируется он постепенно, на протяжении длительного времени путём разнообразных и хорошо подобранных упражнений.
Одними из задач формирующего эксперимента является формирование навыка сознательного владения учащимися синонимическими именами прилагательными; обогащение активного словарного запаса школьников синонимами и антонимами имен прилагательных.
Рассмотрим некоторые приёмы работы по повышению уровня развития речи при работе с синонимами и антонимами.
Предлагаем учащимся слова – синонимы: молодой и юный. Можно спросить: «Какое из данных слов использует автор? Почему?»
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт.
(А.К. Толстой)
Можно дать задание, которое будет способствовать развитию речи детей. Например, к прилагательным последний, тёплый подобрать слова, близкие по смыслу; попутно объясняя значения прилагательных, объяснить детям, что автор использовал эти слова, чтобы передать в стихотворении картину ранней весны, что замена данных прилагательных синонимичными испортит текст, и ещё раз показать удачность авторского выбора:
снег последний — …
тёплый пар — …
Слова для справок: заключительный, завершающий, финальный, нагретый, южный.
Для развития умения подбирать синонимы и антонимы к словам можно предложить совмещённое задание: «Подбери и запиши антонимы к данным прилагательным. Выдели окончания прилагательных. Затем подбери к данным прилагательным слова, близкие по значению, найдите их в «Словах для справок»:
Широкий — ….
Далёкий — …..
Высокий — …..
Несчастный — ….
Молодой — …
Интересный — …
Вежливый — …
Слова для справок: просторный, свободный, большой, значительный, несчастливый, бедный, юный, увлекательный, правильный, учтивый.
Задания на подбор слов, близких по значению и противоположных по значению, могут сопровождать почти все упражнения учебника.
Рассмотрим приёмы, предусматривающие работу над точностью употребления синонимичных прилагательных, их многозначностью.
Чтобы дети поняли, что одной из функций синонимов является функция замещения (выбор точного слова), устранения ненужной тавтологии, можно использовать такое задание: «Замените выделенное слово другим, близким по смыслу». Вот текст упражнения:
Робкая Чирика не успела остановить Чика. (Боязливая, несмелая, трусливая, маленькая, грустная.)
Воробей сорвался с ветки и помчался к большой рябине с дуплом. (К крупной, к огромной, к обширной, к ветвистой, к пушистой.)
Упражнения такого типа учат детей быть внимательными к слову, развивают языковое чутьё.
Имена прилагательные – часто многозначные слова. Эту их особенность можно показать ученикам на упражнении с синонимами. Необходимо учитывать значения прилагательных в сочетании с существительными:
Мелкий (почерк, дождь, интересы)
Мягкий (пирог, свет, характер, вода)
Лёгкий (свёрток, задача, ветерок)
Твёрдый (камень, характер).
В каждом конкретном случае выясняется значение прилагательного. Для этого используется любой толковый словарь. Он помогает установить общее между синонимами, различные их оттенки, обратить внимание на синонимы, имеющие разную лексическую сочетаемость.
Синонимичные прилагательные можно использовать при подготовке к изложению.
С целью развития логического мышления, лингвистического чутья можно взять литературный текст, убрать из него все прилагательные, предложить детям вставить прилагательные путём выбора из синонимических рядов, а затем сравнить с готовым литературным текстом. Например, текст «Про воробьёв»:
Воробьи полетели дальше. Чик и Чирика опустились на крышу сарая. На крыльце спал … рыжий кот (толстый, пузатый, полный, пухлый, упитанный, жирный). Воробьи принялись искать … место для гнезда (удобное, подходящее). Выбрали … щель под крышей сарая (широкую, просторную). Не прошло и недели, как Чирика положила в гнездо первое яичко — … всё в розовато-бурых пестринках (маленькое, небольшое, малое, крошечное, крохотное, малюсенькое, микроскопическое). Рыжий разбойник преспокойно съел все шесть … яичек (драгоценных, любимых, дорогих, ценных). Ветер поднял … гнездо и скинул его с крыши на землю (пустое, незанятое; лёгкое воздушное, невесомое).
(В. Бианки. Красная горка)
С помощью толкового словаря уточняем лексическое значение непонятных слов, оттенки значений. Установление общего между синонимами – это только первая часть работы, вторая же, более сложная, заключается в установлении их различий.
При подготовке к творческим работам может быть использовано и такое задание: «Из данного списка слов выберите слова, близкие по смыслу, и запишите их парами в столбик: ароматный, нищий, бездомный, безжалостный, вечный, красивый, душистый, бедный, бесприютный, жестокий, печальный, бессмертный, прекрасный».
Имена прилагательные обладают большими синонимическими возможностями. Это объясняется наличием у них качественных и количественных градаций. Можно расположить данные слова по мере уменьшения признака, например: небольшой, маленький, микроскопический, крошечный; или по мере усиления признака: громкий, громовой, оглушительный.
Таким образом, систематическая и целенаправленная работа по синонимии развивает у детей внимание и интерес к слову, делает их речь более точной и выразительной, формирует у них чувство языка, активизирует умственную деятельность.
Рассмотрим систему упражнений для работы над созданием текстов – описания.
Научить давать точную, ясную, выразительную характеристику фрагмента окружающей действительности – задача обучения описанию. Её решение тесно связано с обогащением словарного запаса учащихся. Лексические ошибки в описании, как правило, возникают при повторе слов, называющих предмет и его части, злоупотреблении словами-связками между названием предмета и его признаками, однообразии прилагательных. В связи с этим работа над лексической стороной описания улучшает качество текстов, создаваемых младшими школьниками, расширяет возможности мотивированного отбора языковых средств.
Опорные слова в тексте – описании – имена прилагательные; в нашей системе упражнений им уделяется особое внимание. Однако это не означает, что другие части речи должны быть забыты при составлении текстов описательного типа. Глаголы звучания и цвета, а также процесса и состояния обладают большим потенциалом в расширении словарного запаса учащихся. Активизация этих глаголов существенно повышает уровень связной речи младших школьников. Большую функциональную значимость в текстах-описаниях имеют сравнения, сравнительные обороты. Неосознанно ученики используют данные языковые единицы в речи, следовательно, их целесообразно включить в пропедевтические упражнения в начальной школе.
Применение разнообразных упражнений (пропедевтических, иллюстративных, повторительно-обобщающих, творческих) в работе над текстом-описанием поможет учащимся усвоить парадигматические и синтагматические связи слов, разнообразить лексику и, в конечном счёте, расширить активный словарь. Предлагаем варианты таких упражнений.
Упражнение 1. Определение.
Цель – развитие навыка анализа признаков объекта. Это групповой вид работы. Вниманию учащихся предлагаются карточки с изображёнными на них конкретными предметами окружающей действительности. Задание: в течение нескольких минут охарактеризовать предмет на карточке и записать определения. Затем учащиеся зачитывают своё описание, в котором одноклассники узнают данный предмет. Например, дерево: высокое, стройное, живое, растёт, меняет цвет в зависимости от времени года…
Упражнение 2. Образное сравнение.
Развивает понимание функции сравнения в описании. Учащимся предлагается ряд сравнений, чтобы они объяснили, как понимают данные сравнения, и предложили свои определения. Например:
Ноги, как ватные — мягкие, нетвёрдые, не держат…
Деревья, как богатыри…
Горы, как стена…
Трава, как ковёр…
Девушка, как лебедь…
Мальчик, как медведь…
Упражнение 3. Антонимы.
Направлено на развитие навыков в подборе антонимов-определений. Учащимся даётся задание — подобрать возможно большее количество прилагательных, противоположных данным по смыслу. Необходимо объяснить, что в некоторых случаях слова могут использоваться в переносном смысле.
Свежий хлеб-
Свежий ветер-
Свежая рубашка-
Чёрная ткань-
Чёрные мысли-
Чёрная работа-
Упражнение 4. Сравнение признаков.
Цель — развивать навыки анализа и сравнения, совершенствовать понимание целесообразности общего основания при сравнении качеств, признаков. Для сравнения разных предметов нужно сопоставить только признаки, противоположные по значению. Учащимся предлагаются предложения, в которых предметы сравниваются с различных позиций, и даётся задание — найти и исправить ошибки. Например:
1. На терелке лежало два яблока: одно было зелёное, а другое кислое.
2. Было у одной вдовы две дочери: одна была красивая и работящая, а другая сварливая и злая.
3. Было у отца двое сыновей, старший был умен и толков, младший не умел ездить на лошади.
4. У меня собака большая, умная, а у тебя маленькая, некрасивая.
Упражнение 5. Соответствие определениям.
Учащимся предлагается для анализа два прилагательных. Задание: определить предметы, в которых сочетаются оба признака. Например:
Ребята, о каком предмете или явлении мы можем сказать и «яркий», и «желтый»? Это:
Свет
Солнце
Лампа
Запишите словосочетания, соответствующие определениям, и составьте предложение с одним из словосочетаний.
Например:
1. Пушистый, зеленый
2. Сильный, добрый
3. Черствый, черный
4. Прозрачный, голубой
5. Звонкий, громкий
6. Сладкий, легкий
Упражнение 6. Подбор слова к определениям.
Данное упражнение — повышенной трудности. Оно направлено на развитие образного мышления. Здесь требуется помощь учителя, желательна групповая форма работы. Учащимся предлагается назвать предметы, которые обладают следующими признаками:
1. Гладкий, черный, тихий
2. Светлый, легкий, блестящий
3. Темный, тяжелый, шумный
4. Белый, мягкий, съедобный
Затем школьникам дается задание выбрать предмет или явление окружающей действительности и описать его тремя прилагательными. Работая в группе, учащиеся определяют и описывают предметы вместе с товарищами по классу.
Упражнение 7. Цвета.
Учащимся предлагается назвать цвета, которые они знают. Слова, обозначающие цвета, записываются на доске. Каждому подбираем определяемые существительные. Потом расширяем «цветовую палитру», «парадигму» каждого цвета, приводя примеры определяемых слов.
Например:
Красный: рябиновый, клубничный, малиновый, багряный, пламенный, огненный…
Зеленый: изумрудный, гороховый, малахитовый…
Голубой: лазурный, небесный, бирюзовый…
Желтый: золотой, золотистый, солнечный, яичный…
Затем учитель предлагает ученикам вспомнить или составить образные сравнения и объяснить их значение. Предполагается групповая работа. В случае затруднения на помощь приходят другие учащиеся или учитель.
Например:
Красный, как рак, значит…
Белый, как полотно, значит…
На контрольном этапе при выполнении заданий учащиеся показали высокие результаты.
Таким образом, проведенная экспериментальная работа показала, что применение предложенной системы в работе учителя
— существенно улучшает уровень и качество знаний учащихся по теме «Имя прилагательное»;
— повышает интерес младших школьников к обучению;
— способствует развитию мышления, речи и аналитических способностей учащихся.
В работах исследователей даётся характеристика методов, приёмов и типов упражнений, обеспечивающих эффективное формирование стилистических умений младших школьников. Практическое знакомство учащихся целесообразно совмещать с формированием у них общих коммуникативно-речевых умений, направленных на создание высказываний. И чем раньше мы начнём развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо развивать речь младших школьников — детей того возрастного периода, когда они ещё обладают способностями к «впитыванию» речи и у них уже сформирована готовность к овладению разновидностями связной речи.
Выводы по второй главе
Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые умения и навыки, с помощью которых они овладевают знаниями по другим предметам. Этим определяется важность и необходимость изучения русского языка. Речевое развитие младших школьников — одна из актуальных проблем в современной начальной школе. Изучение русского языка ориентированно на решение таких актуальных задач, как языковое, нравственное и интеллектуальное развитие учащихся.
Период обучения в начальных классах характеризуется усвоением младшими школьниками большого количества грамматического материала, в котором одно из мест занимает изучение темы «Имя прилагательное», т. к. это ведет к языковому и речевому развитию школьников.
Работа по развитию речи является неотъемлемой частью каждого урока русского языка.
Отбор содержания образования обуславливает и отбор методов обучения, направленных также на общее развитие учащихся. Урок, благодаря богатому содержанию, методам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувств ребёнка, характеру взаимоотношений между учителем и учащимися приобретает черты нестандартности, яркости, мобильности. Домашние задания носят разнообразный характер, что снижает возможность возникновения перегрузки учащихся.
Учитель должен строить уроки так, чтобы вооружить младших школьников прочными знаниями, умениями и навыками, оказывать на детей средствами изучаемого материала сильное воспитательное и развивающее воздействие. Важным условием полного достижения образования воспитательных целей, предусмотренных программой, является соблюдение принципов преемственности, а также установления и реализации межпредметных связей. В этом отношении большую роль играют уроки чтения и русского языка, которые более всего способствуют формированию у детей общеучебных умений, так как они используются при обучении большинству предметов начального цикла.
Заключение
Таким образом, В процессе изучения любой темы предметом постоянного внимания должно быть развитие у школьников осознанного и точного употребления изучаемого явления. Тема «Имя прилагательное» представляет для этого неограниченные возможности.
Итак, одним из основных показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство его словарного запаса, умение правильно, связно и эмоционально выражать свои мысли. Чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь. Чтобы добиться свободного владения языком, необходимо в ходе обучения обеспечить достаточный словарный запас, важной составной частью которого являются имена прилагательные. Поэтому одним из путей развития и совершенствования речевых умений и навыков учащихся является целенаправленная работа по обогащению их речи именами прилагательными. Умелое их использование придает высказыванию неповторимое своеобразие, особую экспрессивность, делает речь красочной, выразительной. Однако задания, предлагаемые в учебниках, не всегда эффективны, так как низкий уровень начитанности, бедность словаря, стереотипность в подборе прилагательных приводит к тому, что речь учащихся обогащается прилагательными медленно, происходит подмена (замена) новых слов более привычными, знакомыми.
Основная цель, которая определяет направление всего процесса обучения русскому языку, — развитие устной и письменной речи школьников. Вся история русской прогрессивной педагогической мысли и история культуры требуют того, чтобы ребенок, воспитывающийся в семье, обучающийся в школе, овладел нормами общенационального литературного языка. Без овладения родным языком невозможно дальнейшее образование и общее развитие ребенка.
Обучение языку в школе способствует развитию творческой активности, мышления учащихся, пробуждает интерес к слову. Умение школьников сравнивать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковые явления формируется через речь и проявляется в речевой деятельности.
Опора на психические и физиологические особенности младших школьников, владение психолого-педагогическими навыками работы с детьми — одна из задач учителя начальных классов.
Работа по развитию речи осуществляется на любом уроке, и все-таки урокам русского языка принадлежит ведущая роль. Однако эти уроки не всегда являются любимыми у школьников. Как преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок интересным и доступным — следующая задача педагога.
В основу начального курса русского языка положено всестороннее развитие речи.
Список литературы
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Учебник «Русский язык» 3 класс- М.: Баласс, 2010.
2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Учебник «Русский язык» 4 класс- М.: Баласс, 2012.
3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Программа по русскому языку. Изд. 3-е, испр. — М. : Баласс, 2010. — 200 с. ( Образовательная система « Школа 2100». Серия «Свободный ум»)
4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961.
5. Львов М.Р. Методологические основы методики развития речи учащихся / М.Р. Львов // Проблемы развития речи учащихся начальных классов. – М.: МПГИ, 1985. 209 с.
6. Фундаментальное ядро содержания общего образования /Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – М.: Просвещение, 2011.
7. Афанасьев, П.О. Методика русского языка в средней школе / П.О. Афанасьев // Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе. — М.: Просвещение, 1991. — 350 с.
8. Богданова И.В. Развитие речи при изучении темы «Имя прилагательное» // Начальная школа. — №8. — С. 57 -2006 г.
9. Блохина Г.В. Работа над описанием в процессе изучения имени прилагательного // №6.с. 32 -2008 г.
10. Брызгунова, Е.А. Русская грамматика: научные труды // Брызгунова Е.А., Габучан К.В. (ред.). — М.: Институт русского языка имени В.В. Виноградова, 2005. — 1496 с.
11. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И. Буслаев // Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе. — М.: Просвещение, 1991. — 350 с.
12. Виноградов В.В., Русский язык (Грамматическое учение о слове)/ Под. ред. Г.А. Золотовой. — 4-е изд. — М.: Рус. яз., 2001. — 720 с.
13. Горецкий, В.Г., Карюшкин, В.А., Шанько, А.Ф. Уроки обучения грамоте / В.Г. Горецкий. — М.: 2002. — 301 с.
14. Данилов, В.В. Методика родного языка / В.В. Данилов // Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе. — М.: Просвещение, 1991. — 350 с.
15. Державин, Н.С. Основы методики преподавания по русскому языку и литературе в средней школе / Н.С. Державин // Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе. — М.: Просвещение, 1991. — 350 с.
16. Донская, Т.К. Развивающая функция метода коммуникации в обучении русскому языку / Т.К. Донская // Совершенствование работы по развитию речи школьников: Межвузовский сборник научных трудов. — СПб.: СПбГПИ имени А.И. Герцена, 2007. — 146-150 с.
17. Ладыженская, Т.А. Система работы по развитию связной речи учащихся/ Т.А. Ладыженская. — М.: Просвещение, 2005. — 256 с.
18. Лекант, П.А. Современный русский литературный язык / П.А. Лекант. — М., «Высшая школа», 1982.
19. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников: Пособие для учителя / М.Р. Львов. — М.: Просвещение, 1995. — 176 с.
20. Львов, М.Р. Тенденции развития речи учащихся / М.Р. Львов. — М.: Просвещение, 2002. — 82 с.
21. Львов, М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития / М.Р. Львов. — М.: Просвещение, 1995. — 176 с.
22. . Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей / под редакцией Т.А. Ладыженской. — М.: Просвещение, 2000. — 240 с.
23. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи. Учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов педагогических учебных заведений. Составитель Т.П. Сальникова. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НТО, «MODFK», 2006. — 556 с.
24. Милославский И.Г. Морфологические категории современного русского языка. М.: Просвещение, 1981. — 254 — 267 с.
25. Полякова А.В. Русский язык. 1 класс учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Полякова. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 143 с.
26. Полякова А.В. Русский язык. 2 класс учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1/ А.В. Полякова. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2009а. — 142 с.
27. Полякова А.В. Русский язык. 2 класс учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 2/ А.В. Полякова. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2009б. — 142 с.
28. Полякова А.В. Русский язык. 3 класс учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1/ А.В. Полякова. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2009в. — 143 с.
29. Полякова А.В. Русский язык. 3 класс учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 2/ А.В. Полякова. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2009 г. — 127 с.
30. Полякова А.В. Русский язык. 4 класс учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1/ А.В. Полякова. — 6-е изд. — М.: Просвещение, 2009д. — 141 с.
31. Полякова А.В. Русский язык. 4 класс учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 2/ А.В. Полякова. -6-е изд. — М.: Просвещение, 2009е. — 127 с.
32. Романов А. Имена прилагательные и глаголы: грамматический кроссворд // Нач. школа: метод. газ. для учителей-словесников Изд. дома «Первое сентября», 2004. — №34. — С. 8.
33. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Учебное пособие для студентов учебных заведений / Под редакцией М.С. Соловейчик. — М.: Просвещение, 1993. — 455 с.
34. Речевое развитие младших школьников: Сборник статей / Под редакцией Н.С. Рождественского. — М.: Просвещение, 1990. — 222 с.
35. Сандалова М.В. Методология прилагательного в современном русском языке: Автореф. дис. … д-ра филол. наук. — 2004. — 36 с.
36. Соловейчик, М.С. Первые шаги в изучении языка и речи / М.С. Соловейчик. — М.: Издательство «Флинта», 2007. — 332 с.
37. Срезневский, И.И. Замечания об изучении русского языка и словесности в средних учебных заведениях / И.И. Срезневский. — М.: Просвещение, 2003 — 299 с.
38. Текучев, А.В. Методика русского языка в средней школе / А.В. Текучев. — М.: Просвещение, — 1991. — 244 с.
39. Ушаков. Н.Н. «Вопросы методики развития связной устной речи на уроках русского языка в начальной школе»/ Н.Н. Ушаков. — М., Просвещение, 1980 г. — 176 с.
40. Ушинский, К.Д. О первоначальном преподавании русского языка // Избранные педагогические сочинения: в 2 т. — М.: Педагогика, 1997. — Т.2 — 268 с.
41. Шанский Н.М., Иванов В.В. Современный русский язык. Ч. 2 (Словообразование. Морфология.) — М.: Просвещение, 1981. — 270 с. 45.
42. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке. — Избр. работы по русскому языку. М., 1957.
43. Юминова Е.В. Разряды имён прилагательных. Два урока // Рус.яз.: метод. газ. для учителей-словесников Изд. дома «Первое сентября», 2007. — №15. — С. 14 — 17.
Приложение
Конспекты уроков по изучению имени прилагательного во 2 классе
Урок первый
Тема: «Ознакомление с именем прилагательным»
Цель: Познакомить учащихся с именем прилагательным.
После минутки чистописания и словарной работы учащимся были предложены картинки с изображением зайца.
-Кто изображен на картинке?
-Назовите все имена существительные, подходящие к нашему слову.
Дети перечисляют существительные (уши, шерсть, лапы, хвост и т. п.)
-Но ведь и у других животных есть хвост, лапы, уши, шерсть. Давайте подумаем, какие именно слова помогут нам точно описать зайца.
-Какие у зайца уши? Какой хвост? Какие лапы и шерсть?
Учащиеся называют прилагательные, учитель записывает на доске рядом с изображением.
-Ребята, посмотрите еще раз на доску. На какие вопросы отвечают записанные нами слова? (короткий, длинные, серая, белая)
-Что обозначают эти слова?
-Как вы думаете, что мы с помощью этих слов сделали? (описали зайца)
-Как иначе можно назвать то, что мы с вами сделали? (назвали признаки)
-Кто-нибудь знает, какая часть речи называет признаки предмета и отвечает на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?».
Итак, имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?».
-Придумайте каждый свое прилагательное. Докажите, что это прилагательное.
-На доске записан ряд слов. Задание: выбрать все имена прилагательные.
«Игра, веселый, дом, хозяин, грустный, смешной, стол, стул, зеленый, красный, яблоко, молодой, капризный, ветер» (задание выполняется учащимися самостоятельно с самопроверкой в классе, а затем еще раз повторено понятие).
Урок второй
Тема: «Имя прилагательное в единственном и множественном числе»
Цель: Научить учащихся различать имена прилагательные в единственном и во множественном числе.
Минутка чистописания, на которой писали слово «кошка».
-Подберем к этому слову прилагательные. Докажем, что это прилагательные.
-Что такое «имя прилагательное»?
Объявление темы урока.
-Сегодня на уроке мы рассмотрим, когда прилагательные отвечают на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», а когда на вопрос «какие?».
На доске разбросаны прилагательные в единственном и во множественном числе: «Розовый», «Синий», «Зеленый», «Черный», «Красные», «Белые», «Веселые», «Грустные».
-Задание: разделим прилагательные на группы.
-Насколько групп можно разделить прилагательные?
-На какие две группы разделим прилагательные?
-Что обозначает единственное число?
-Что обозначает множественное число? (учащиеся по очереди подходят к доске и расставляют таблички с прилагательными на две группы: ед. ч., мн. ч.)
-На какие вопросы отвечают прилагательные, стоящие в ед. ч.?
-На какие вопросы отвечают прилагательные, стоящие во мн. ч.?
Сформулируем правило самостоятельно:
-Какие прилагательные отвечают на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», а какие на вопрос «какие?».
А затем прочтем правило, записанное в учебнике.
Работа с учебником (выполнение упражнений по теме).
Закрепление правил.
В конце урока проведем небольшую самостоятельную работу.
Перед учащимися прилагательные, стоящие в единственном и множественном числе. Задание: разделить прилагательные на два группы.
«Белые, большие, голубой, маленький, длинные, хороший, красный, холодный, снежный, пушистые».
Проверка работ учащихся. Повторение правил, с которыми познакомились на уроке.
Урок третий
Тема: «Прилагательные противоположные по смыслу»
Цель: Познакомить детей с прилагательными противоположными по смыслу.
Минутка чистописания, на которой писали слово «класс».
-Образуем от этого слова прилагательное и докажем, что это прилагательное.
-Вспомним, что такое «имя прилагательное»?
-В каком числе стоит это прилагательное? Докажите.
Словарная работа, в которую вошло слово «хороший».
-Какая это часть речи? Почему вы так считаете?
-Сегодня на уроке мы познакомимся с прилагательными, которые можно записать парами.
-Подберем к прилагательному «хороший» соответствующую пару.
Внимание на доску, где разбросаны прилагательные противоположные по смыслу.
-Докажите, что это прилагательные. Попробуйте распределить их по парам: «Высокий, хороший, низкий, широкий, низкий, большой, длинный, узкий, маленький, холодный, веселый, злой, горячий, грустный, добрый».
-Почему именно так разделили прилагательные?
-Какие прилагательные стоят в паре?
-С какими прилагательными мы познакомились сегодня на уроке?
После того как дети озвучили тему урока: «Прилагательные противоположные по смыслу», открываем учебник и читаем правило.
-учитель называет прилагательное, а ребята придумывают противоположные по смыслу: «Толстый, глубокий, тяжелый, сладкий, хороший, громкий».
Работа с учебником. Повторение правила.
Самостоятельная работа. Подберите к прилагательным прилагательные противоположные по смыслу. Запишите в тетрадь.
«Кривой, ленивый, светлый, дорогой, умный, большой, чистый».
Проверка.
Повторим правило, с которым познакомились на уроке.
Помимо описанных уроков, и на других занятиях проводились упражнения по изучению имени прилагательного. (Приложение 3)
Приложение 2. Упражнения, использовавшиеся на уроках изучения темы «Имя прилагательное» во втором классе
Выяснение умений и навыков практического употребления в речи учащихся вторых классов имени прилагательного.
Для диагностики ЗУН учащихся вторых классов по теме «Имя прилагательное» служат упражнения и задания, направленные на выполнение следующих операций.
1. Разграничение частей речи, нахождение имени прилагательного в тексте (указать известные части речи, подчеркнуть):
Голубенький, чистый (прил. + прил.)
Подснежник-цветок: (сущ. + сущ.)
А подле сквозистый, (нар. + сущ.)
Последний снежок. (прил. + сущ.)
/А. Майков/
Пригреты тёплым солнышком (гл. + прил. + сущ.)
Шумят повеселелые: (гл. + прил.)
Сосновые леса. (прил. + сущ.)
/Н. Некрасов/
Веселье – весёлый, крик – крикливый, боль – больной, красота – красивый, зелень – зелёный, ночь – ночная, звон – звонкий. (сущ. + прил.)
2. Определение рода, числа, имени прилагательного:
Желтое платье, радостные лица, хороший начальник, теплые воспоминания, вкусные яблоки, прилежная ученица, спортивный велосипед.
3. Употребление имени прилагательного в речи:
3.1. Вставить подходящее по смыслу имя прилагательное:
Весной разольются (глубокие) реки. Прилетят (весёлые) скворцы.
3.2. Описать предмет или явление (не называя его) так, чтобы все, не видя его, догадались, о чём речь.
Это существительное, которое обозначает предмет. Он предназначен для ручек, карандашей, ластиков. Бывают самые разные. Это очень удобная школьная принадлежность. Чтобы ручки и карандаши не рассыпались и не затерялись, для этого он и существует. (Пенал).
Этот человек приносит нам новости и известия, когда мы этого даже не подозреваем. В Америке за ним часто охотятся дворовые псы, когда он доставляет утром свежий материал для прочтения. У многих он ассоциируется с человеком в шляпе и большой сумкой для бумаг. (Почтальон)
3.3. Дать объявление.
Внимание! В районе Школьной (пр. Гагарина) 02.01.10 пропала неприметная кошка смешанной породы. Возраст 1 год, черная с белыми лапами и круглым белым пятном на спине, небольшая, пушистая, откликается на кличку Мурка. Нашедшего прошу вернуть кошку за вознаграждение. С любой информацией обращаться по тел. ***-**-**.
3.4. Придумать загадку, написать стихотворение
4. Устный рассказ.
Описать сегодняшний день.
Сегодняшний день напоминает мне новый год, потому, что тоже лежит снег. Конечно, новый год ярче и краше, чем этот день. С утра сегодня было хмуро. На макушках деревьев лежит снег, на балконах домов висят сосульки. Снег для детей – это радость, они играют в снежки, веселятся. За целый день можно найти много занятий, жаль только, что день кончается быстро.