Методика формирования морфологической стороны речи у детей
Вид работыСрок выполненияСтоимость (в руб.)
Дипломная работаот 15 днейот 8000 руб.
Курсовая работаот 7 днейот 1500 руб.
Рефератот 3 днейот 700 руб.
Контрольная работаот 3 днейот 100 руб.
Семестровая работаот 3 днейот 1500 руб.
Отчет по практикеот 5 днейот 1900 руб.
Онлайн помощь во время экзамена1 деньот 1000 руб.
Билеты к экзаменуот 3 днейот 120 руб.
Перевод2 дняот 320 руб.
Эссе2-3 дняот 200 руб.
Презентация2 дняот 100 руб.

Методика формирования морфологической стороны речи у детей


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОЛЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, ПЕДАГОГИКИ И ПРАВА»

Волжский социально-педагогический колледж

 

 


Р Е Ф Е Р А Т

на тему:

«Методика формирования морфологической стороны речи у детей. Методика формирования способов словообразования»

Студент: 
(подпись)
Группа: зДО42

Междисциплинарный курс: МДК.03.02. Теория и методика развития речи у детей



Специальность: 44.02.01 Дошкольное образование

Квалификация: Воспитатель детей дошкольного возраста


Содержание
Введение 3
1. Формирование морфологической стороны речи у детей 5
2. Методика формирования способов словообразования 10
Заключение 16
Список использованных источников 17


Введение

Актуальность работы заключается в том, что овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенком в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто что-то добавляет к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность. Освоение ребенком грамматического строя языка имеет большое значение, так как только морфологический и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
Усвоение морфологических норм способствует тому, что речь ребенка начинает, наряду с функцией общения, выполнять функцию сообщения через правильно сочетаемые слова в предложении, когда он овладевает монологической формой связной речи. Овладение морфологической стороной речи оказывает огромное влияние на общее развитие ребенка, обеспечивает ему переход к изучению языка в школе.
Осваивая правильную речь, дети познают категории и законы морфологии в практике живой речи в дошкольном учреждении. Развитие морфологической стороны речи сопряжено с рядом трудностей, связанных с особенностями русского языка. Прежде всего, в русском языке очень сложная система окончаний существительных, не фиксировано место ударения в словах, чрезвычайно большое многообразие чередований гласных и согласных звуков в основах глаголов. Кроме того, дошкольники затрудняются с усвоением родовой принадлежности существительных, пониманием и использованием пространственных предлогов и наречий.
Для занятий по развитию речи разработаны специальные дидактические игры и упражнения, предназначенные для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимых для повседневного общения, для усвоения учебного материала разделов программы. Данные игры и упражнения проводятся в детском саду, начиная со второй младшей группы. Однако языковой материал игр меняется в зависимости от возраста детей.
Цель работы – рассмотрение методики формирования морфологической стороны речи у детей и методики формирования способов словообразования.

 

1. Формирование морфологической стороны речи у детей


Овладение ребенком средствами языка протекает на протяжении всего дошкольного возраста. Потребность в речевом общении, по мнению А.Г. Арушановой, стимулирует его к овладению языковыми средствами. Развитие грамматических и лексических особенностей речи ребенка связано с его коммуникативной деятельностью. Период раннего детства является решающим в речевом развитии ребенка. Ребенок проходит путь от отсутствия речи, появления первых лепетных слов до фразовой речи [3, с.65]. Рассматривая развитие морфологической стороны речи, необходимо отметить, что морфология является частью такого раздела языкознания как грамматика. Грамматика – это наука о строе языка, о его законах. Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. В свою очередь, морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, грамматические значения в пределах слова; синтаксис — словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов; словообразование — образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано [2, с.44]. Вот как дается определение морфологии в Большой советской энциклопедии: «Морфология (от греч. morphe — форма и …логия), часть системы естественного языка, обеспечивающая построение и понимание его словоформ; раздел лингвистики, изучающий эту часть системы языка.
Морфология как лингвистическая дисциплина включает 2 основных раздела: учение о словообразовании и учение о словоизменении». Формирование грамматического строя речи дошкольников осуществляется, прежде всего, в процессе их общения с окружающими людьми в повседневной жизни. Пользуясь различными вещами, выполняя несложные поручения, дети знакомятся с назначением и свойствами различных предметов, отношениями между ними, приобретают элементарные практические навыки. Жизненные впечатления составляют основу речевого развития ребенка, овладения грамматическим строем языка. В повседневном общении ребенок учится понимать обращенную к нему речь более сложную в грамматическом отношении, чем собственная. Из речи окружающих заимствует ребенок и слова, и их грамматические формы, и конструкции предложений [4, с.49]. Как было доказано А.Н. Гвоздевым, морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано. И этот переход к морфологически расчленяющимся словам представляет резкий скачок по сравнению с ярко выраженной цельностью и аморфностью слов-корней в начальный период развития детского языка. Расчленение слов охватывает ряд категорий у существительного — единственное и множественное число, именительный, винительный и родительный падежи, неуменьшительные и уменьшительные формы; глагольные категории — повелительное наклонение, инфинитив, прошедшее и настоящее время. Выделение морфологических элементов удается ребенку благодаря тому, что поток звуков в речи неразрывно связывается со значениями, и в соответствии со сменой и повторяемостью разных элементов значений происходит выделение и отграничение соответствующего и внешнего выражения в звуках. Раньше всего, по наблюдению А.Н. Гвоздева, ребенок усваивает число существительных, так как разница между одним и несколькими предметами особенно наглядна; а также разницу между уменьшительными и неуменьшительными существительными, также основанную на реально существующих и легко схватываемых различиях: рука — ручка, рученька. Дети рано усваивают повелительную форму, так как она выражает различные желания, играющие для ребенка важную роль. Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с предметами и пространством (падежи), со временем (времена), с участниками речи (лица глаголов) [6, с.12]. Русские слова, употребляемые ребенком, изначально имеют формообразующие аффиксы. Однако словоформы являются для него в течение длительного периода «замороженными». До тех пор, пока не появилось противопоставление хотя бы двух форм (мама — маме), форму типа мама нельзя считать настоящей формой именительного падежа. Все падежи без предлогов усваиваются к 2 годам [8, с.69]. С.Н. Цейтлин отмечает, что у детей раньше всего устанавливаются отношения к объекту действия — полному (винительный падеж) и частичному (родительный падеж). К двум годам в основном усваиваются и времена. Категория лица усваивается несколько позже, может быть вследствие трудности ориентироваться в постоянно изменяющихся в зависимости от ситуаций обозначениях лиц. Овладение категорией лица «становится возможным лишь после того, как у ребенка сформируется умение вычленять себя из социума, осознавать свое «я», противопоставленное как собеседнику, так и лицам, не принимающим участия в речевом акте» [9, с.65]. В работах А. Н. Гвоздева указывается, что ближе к трем годам ребенок усваивает категорию условного наклонения, несмотря на чрезвычайную простоту и стандартность ее формального выражения. Это связано с трудностью ее значения: она обозначает действие предполагаемое, а не реально существующее. К тому же у ребенка до определенного времени не возникает потребности в обозначении условных действий. Соответственно поздно усваивается и условное придаточное предложение, а также и придаточное уступительное. Среди суффиксов существительных последнее место по времени появления занимают суффиксы абстрактных качеств и действий. А.Г. Арушанова отмечает, что ребенок уже к трем годам научается склонять и спрягать слова, изменять их по падежам и числам, образовывать формы повелительного и изъявительного наклонений глаголов, изменять их по временам и лицам, согласовывать слова в роде, числе, падеже. В основе формирования способов изменения слов и образования грамматических форм лежит активная ориентировочная деятельность ребенка в звуковой стороне речи, ее семантике и в реальных предметных отношениях, стоящих за словом. Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категории рода, хотя род охватывает огромное количество явлений языка. Очевидно, это связано с тем, что род большинства существительных (кроме существительных, обозначающих одушевленные предметы, сопоставимые по биологическому полу) не семантизирован, то есть не имеет отчетливого значения. К тому же, даже род усваивается не путем механического запоминания, а связывается с морфологической структурой существительных, поэтому раньше усваивается род существительных с ярко выраженными морфологическими особенностями принадлежности к роду. А.Г. Арушанова считает, что с трудом усваиваются различия между одушевленными и неодушевленными существительными[2, с.87].
Для четырех-пятилетнего ребенка не является очевидной и понятной связь этого различия с системой формообразования: совпадения винительного и именительного падежей для неодушевленных и винительного и родительного для одушевленных существительных. А.Н. Гвоздев в своих работах обращал внимание на самостоятельность ребенка в образовании слов, что имеет важное значение в проводимом ученым лингвистическом анализе формирования грамматического строя: «очевидным показателем… распадения слов на морфологические элементы служит появление соответствующих образований по аналогии, создаваемых ребенком самостоятельно. Они показывают, что ребенок пользуется отдельными морфологическими частями как самостоятельными элементами языка, так как употребляет их в таких сочетаниях, какие не мог получить от взрослых. Поэтому образования по аналогии приобретают первостепенное значение в вопросе об усвоении грамматического строя» [9, с.81]. Развитие морфологической стороны речи сопряжено с рядом трудностей, вязанных с особенностями русского языка. Прежде всего, в русском языке очень сложная система окончаний существительных, не фиксировано место ударения в словах, чрезвычайно большое многообразие чередований гласных и согласных звуков в основах глаголов. Кроме того, дошкольников затрудняет усвоение родовой принадлежности существительных, понимание и использование пространственных предлогов и наречий. Таким образом, усвоение морфологической стороны речи происходит на основе развития у детей ориентировки в звуковой форме слов. Особенно отчетливо это выражено у старших дошкольников. Особенности формирования морфологической стороны речи у дошкольников заключаются в том, насколько у детей сформировано мышление, навыки словоизменения с помощью разных суффиксов, рода падежей, числа, а также устойчивости внимания, конструктивного мышления.
Овладение морфологической системой языка предполагает многообразную интеллектуальную деятельность ребенка: ребенок должен научиться сравнивать слова по значению и звучанию, определить их различие, осознавать изменения в значении, соотносить изменения в звучании с изменением его значения, выделять элементы, за счет которых происходит изменение значения, установить связь между оттенком значения или различными грамматическими значениями и элементами слов (морфемами).
Дидактические игры помогают развитию, воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Дидактические игры и упражнения предназначены стимулировать детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывать у детей языковое чутье, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.

 

2. Методика формирования способов словообразования

Совершенствование системы образования требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений, комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку в соответствии с его возрастом адекватных условий для развития, формирование полноценной личности, получение должного образования. В настоящее время значительно возросли требования к речевому развитию детей старшего дошкольного возраста, к моменту выпуска из детского сада они должны достигнуть определенного уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию[2, с.73].
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Словообразование — процесс или результат образования новых слов, названных производными, на базе однокоренных слов или словосочетаний посредством принятых в данном языке формальных способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц. При нормальном развитии речи механизм словообразования формируется у ребёнка спонтанно как результат активного использования им лексических единиц в различных речевых контекстах.
Умение использовать разные способы словообразования включается в структуру речевых навыков ребёнка старшего дошкольного возраста и является одним из важнейших показателей его речевой готовности. При обследовании речи старших дошкольников отмечается, что дети неуверенно пользуются словообразовательными моделями, допускают ошибки при употреблении суффиксов и приставок. Как в норме, так и при патологии, развитие словообразования представляет собой сложный многообразный процесс. Дети не сразу и не вдруг овладевают лексико-грамматическим строем, слоговой структурой слов, словоизменением и т.д. Процесс развития словообразования у детей в норме начинается в младшем дошкольном возрасте и заканчивается уже в школьном возрасте. В этот период проявляется чрезвычайная активность в многообразных форм словообразования. Такая особенность процесса развития речи, как словообразование возникает у детей не сразу, а в результате, уже накопившегося речевого опыта и постепенно развивается.
Современные исследователи выделяют определенные периоды формирования словообразования в онтогенезе:
Первый период — первоначальное накопление словаря и формирование предпосылок словообразования (от 2,5 до 3,5- 4 лет). Словообразование в этот период носит не единичный, а массовый характер;
Второй период — активное освоение словопроизводства, формирование обобщенных представлений (от 3,5 — 4 лет до 5,5-6 лет);
Третий период — усвоение норм и правил словообразования, самоконтроля, формирование критического отношения к речи, сопровождающееся снижением интенсивности словотворчества (от 5,5 до 6 лет) [10, с.25].
Последовательность появления словообразовательных форм в детской речи определяется их семантикой, функцией в структуре языка. Поэтому вначале появляются семантически простые, зрительно воспринимаемые, хорошо дифференцируемые словообразовательные формы. Так, ребенок овладевает, прежде всего, уменьшительно-ласкательными формами существительных. Значительно позже в речи появляются названия профессий людей, дифференциация глаголов с приставками и другие более сложные по семантике формы. Овладение способами словообразования — одна из сторон речевого развития детей.
Выделяют несколько способов словообразования в русском языке:
1) Лексико-семантический, когда разные значения слова превращаются в отдельные слова, осознающиеся как этимологически самостоятельные и независимые, или же за ним закрепляется значение, никак не связанное с ранее ему свойственным. Иначе говоря, слово, уже существующее в языке, приобретает новое смысловое значение, как бы расщепляется на два и более омонима. Например, слово «завод» (машиностроительный) возникло на основе часового «завода». В первом случае слово имеет непроизводную основу, а исходное делится на приставку — «за» и корень — «вод».
2) Морфолого-синтаксический, который представляет собой образование новых лексических единиц в результате перехода слов одного грамматического класса в другой. Например, наречие «прямиком» появилось на базе формы творительного падежа единственного числа ныне утраченного существительного «прямик».
3) Лексико-синтаксический, при котором две или более сопоставимые лексические единицы в процессе употребления их в языке сращиваются в одну. Таким образом, при этом способе новые слова представляют собой слияние в словесное целое. Например, слово «тяжелораненый» появилось на базе двух слов — «тяжело» и «раненый».
4) Морфологический, заключающимся в образовании новых слов, существующих в языке основ и словообразовательных элементов по правилам их соединения в самостоятельные единицы. Основные виды морфологического словообразования, действующие в современном русском языке, — это сложение, безсуффиксный способ словообразования и аффиксация.
Для образования слов ребенок должен освоить словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл значимых частей слова – морфем (приставка, корень, суффикс, окончание). Как отмечает А.В. Гвоздев, первыми суффиксами у существительных являются суффиксы уменьшительности и ласкательности: они появляются рядом с самыми первыми формами (числа у существительного и именительного, и винительного падежей у него же) около 1года 9месяцев. Эти суффиксы сразу появляются в большом количестве и употребляются часто и правильно по значению. Суффиксы — к — и — очк- много раз отмечены уже до 2 лет. Этими суффиксами и начинается образование производных существительных. До 2 лет отмечаются только эти суффиксы ласкательности и уменьшительности. Раннему появлению этих суффиксов способствовало обилие ласкательных слов у взрослых в их разговорах с ребенком. После 2 лет присоединяются редко употребляемые суффиксы уничижительности. После 2,6 лет изредка появляются другие суффиксы (увеличительности, суффиксы для обозначения предмета по действию и качеству). После 3,4 лет суффиксы действующего лица и отвлеченного действия. Особенно широко развертывается собственное словотворчество в поздний возраст (от 5 до 8 лет). Начиная от 4,6 лет отмечаются попытки ребенка прийти к объяснению значения слов на основе их состава. Обильно используются суффиксы, при этом их употребление отличается исключительной точностью и последовательностью, как со стороны значения, так и со стороны звукового состава[10, с.75].
Словообразование глаголов происходит двумя способами: образование одних глагольных форм от других и образование глаголов от других частей речи. При самостоятельном образовании отдельных форм одного глагола ярко сказывается тенденция к использованию одной общей основы (вместо двух глагольных основ). Это выражается в том, что формы, имеющие в языке основу настоящего (настоящее, будущее простое, повелительное наклонение), ребенок производит от основы прошедшего, и, наоборот, формы, имеющие основу прошедшего (прошедшее, инфинитив), — от основы настоящего. Приблизительно в одинаковой степени часты случаи использования обеих основ; даже у одного глагола встречаются образования и от той и от другой основы. Самостоятельное образование глаголов от других частей речи появляется много позже. Так, первые случаи отмечены около 2,1 лет и вначале эти образования редки; зато в более позднем возрасте (от 5 до 9 лет) они очень часты и разнообразны. Это говорит о том, что такой тип словотворчества является более сложным и требует большого языкового развития. Глаголы от других частей речи образуются или посредством суффиксов, или посредством суффиксов и приставок. Прилагательное появляется очень поздно. До 2 лет А.В. Гвоздевым лишь три примера прилагательных, тогда как к этому времени в большом количестве усвоены существительные и глаголы, у которых уже сформировались некоторые грамматические категории. Даже наречия появились раньше прилагательных: от 1,11 до 2 лет уже отмечено несколько наречий, имеющих одинаковую основу с прилагательными. Первыми в онтогенезе словообразования прилагательных появляются суффиксы ласкательности и уменьшительности. А.Н. Гвоздев отмечает их появление в 2,1 года. Суффиксы увеличительности (-ущ-, -ищ-) встречаются в единичных случаях в 3 года. Суффиксы принадлежности и отношений к предметам (-ин-, -ов-, -ев-) встречаются часто начиная с 2,3 года. Позднее, в 7,10 лет появляется сложный суффикс -инов-. Примерно в это же время появляются суффиксы, обозначающий склонность к действию (-уч-, -ач-). При словообразовании прилагательных позже 5 лет не наблюдается каких-либо изменений в основах слов.
Для самостоятельного словообразования важно, чтобы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необходимо развивать речевой слух, обогащать детей знаниями и представлениями об окружающем мире и соответственно словарем, прежде всего мотивированными словами (образованными от других, а также словами всех частей речи, обогащать смысловую сторону грамматических средств.
В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель — учительница) или приставок (ехал — уехал- переехал — выехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.
В младшем дошкольном возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды; некоторые способы образования глаголов с приставками.
Рассматривая, например, парные картинки (кошка и котенок, мышь и мышонок, лошадь и жеребенок и др.), воспитатель учит детей образованию названий детенышей с помощью суффиксов -онок, -ёнок, формирует представление о том, что у кошки детеныш называется котенок, у мышки — мышонок, у утки — утенок, у медведицы — медвежонок, у лисы — лисенок.
Можно поиграть в игру с картинками. Воспитатель показывает картинку и говорит: «У меня котенок. А у тебя кто?» Ребенок отвечает: «А у меня котята».
В игре-драматизации «Кто пришел?» детей учат образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, употреблять их наименования в единственном и множественном числе.
Знакомство детей со способами образования глаголов осуществляется в дидактических играх («Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто что делает?», «Добавь слово»), в играх-драматизациях с игрушками и в игровых ситуациях.
Напомним, что дети допускают ошибки в трудных формах словообразования. Чтобы предупреждать ошибки, взрослому целесообразно использовать речевой образец.
В среднем дошкольном возрасте проводится работа по обучению разным способам образования слов, относящихся к разным частям речи.
Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа.
Проводятся те же дидактические игры, что и в младших группах: «Кто у кого», «Угадай, кого не стало», «Магазин игрушек». Содержание речевого материала в них меняется, становясь более сложным. Вводятся такие наименования животных, у которых детеныш называется по-другому: у лошади — жеребенок, у коровы — теленок, у свиньи — поросенок, у овцы — ягненок.
Педагог объясняет, что не у всех детенышей животных есть имя, их так и называют: детеныш жирафа, детеныш обезьяны.
Методика проведения игр тоже усложняется, дети уже самостоятельно образовывают названия детенышей по аналогии с тем, что уже знакомо, что было в их опыте. Игры и упражнения с грамматическим содержанием эффективны только тогда, когда в их основе лежат знания ребенка, его представления об окружающей действительности, опыт.
Для формирования грамматических навыков в средней группе можно использовать игры-драматизации и дидактические игры с игрушками. Если же нужных игрушек не окажется (ежиха и ежата, медведица и медвежата), целесообразно использовать фланелеграф или теневой театр. Фигурки животных для них могут изготовить воспитатели [6, с.41].


Заключение

Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится современная дидактика дошкольного возраста в целом и которые составляют фундамент развития ребенка – дошкольника.
Обозначено развитием коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий) средств.
Овладевая языком, ребенок усваивает устойчивые традиции родного языка, учится речевому творчеству, что отражает закономерность развития языка как явления социального. «В каждую эпоху, — писал К.И. Чуковский, — литературный язык представляет собой равнодействующую двух противоположных стремлений, одинаково законных и естественных …».
Словообразование – это трудная для усвоения детьми грамматическая форма. Поэтому важно стимулировать детскую поисковую активность в сфере грамматики. Воспитывать у дошкольников языковое чутье, лингвистическое отношение к слову.

 

Список использованных источников


1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2014.-312 с.
2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Формирование грамматического строя речи. – М., 2009. – 478 с.
3. Арушанова А.Г.Методика развития речи и обучения началам грамоты. – М.,2008. – 361 с.
4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 2008.-278 с.
5. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 c.
6. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 284 c.
7. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. — М.: Изд-во АПН РСФСР,1961.-217 с.
8. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха: Учебное пособие / Л.А. Головчиц. — М.: КДУ, Владос-Пр., 2013. — 320 c.
9. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 416 c.
10. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика. Теоретико-методические основы коррекционной педагогики / Н.В. Микляева. — М.: Владос, 2008. — 263 c.
11. Титов, В.А. ВПС: Дошкольная педагогика. Конспект лекций / В.А. Титов. — М.: Приор, 2002. — 192 c.
12. Турченко, В.И. Дошкольная педагогика: Учебное пособие / В.И. Турченко. — М.: Флинта, МПСУ, 2013. — 256 c.
13. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста: учебник / Г. А. Урунта- ева. — М.: Академия, 2014. – 543 с.
14. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учеб, пособие / Д. Б. Эльконин. — М.: Академия, 2008. – 712 с.
15. Якобсон, С. Дошкольник. Психология и педагогика возраста / С. Якобсон, Е. Соловьева. — М.: ДРОФА, 2006. – 608 с.

Написание учебных работ

Работы, написанные нашими специалистами — уникальны, так как они выполнена по индивидуальным требованиям клиента, а поэтому не имеют каких-то аналогов в сети Интернет. При этом, все недочеты или исправления вносятся в работу бесплатно на основании рецензии преподавателя.

Все работы обязательно проходят проверку в специализированной системе «Антиплагиат», она дает возможность обнаружить в документе присутствие заимствований из доступных в сети Интернет источников.

Оценка стоимости работы — БЕСПЛАТНО. Решить проблемы с учебой.

Убедитесь в результате

Введите email, WA, Telegram и получите стоимость работы

Убедитесь в результате

Введите email, WA, Telegram и получите стоимость работы

Скидка 15% на первый заказ

Введите email, WA, Telegram и получите скидку