Мотивация к обучению у младших школьников
Вид работыСрок выполненияСтоимость (в руб.)
Дипломная работаот 15 днейот 8000 руб.
Курсовая работаот 7 днейот 1500 руб.
Рефератот 3 днейот 700 руб.
Контрольная работаот 3 днейот 100 руб.
Семестровая работаот 3 днейот 1500 руб.
Отчет по практикеот 5 днейот 1900 руб.
Онлайн помощь во время экзамена1 деньот 1000 руб.
Билеты к экзаменуот 3 днейот 120 руб.
Перевод2 дняот 320 руб.
Эссе2-3 дняот 200 руб.
Презентация2 дняот 100 руб.

Мотивация к обучению у младших школьников

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Сущность понятия мотивация к учению у младших школьников 6
1.2 Формирование мотивации к учению младших школьников посредством творческих технологий 10
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 13
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
2.1 Диагностика уровня сформированности мотивации к учению у младших школьников 15
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков с элементами творческих технологий для повышения мотивации к обучению младших школьников 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 36


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что проблемы повышения учебной мотивации младших школьников обусловлена задачами повышения успешности обучения учащихся общеобразовательных школ. Проблемы мотивации обучения характерны для работы начальной школы. Слабая ориентировка при обучении на личностные особенности ученика (единые учебные планы, единообразие заданий, ориентация обучения на высокий уровень усвоения изучаемых предметов) выражается в слабой сформированности мотивов учения. Педагогами и психологами всё чаще отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум». Это явление часто обусловлено тем, что для значительной части учащихся предъявляемый школой уровень требований оказывается недосягаемым как вследствие индивидуальных способностей, так и ввиду отсутствия интереса к его достижению.
Проблема формирования мотивации в младшем школьном возрасте определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является в статусе ведущей деятельности, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, то есть сделать её устойчивым личностным образованием ученика.
В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования.
Мотивация — это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, соответствующую зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным и усиливающим роль эмоций.
Одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в учебе школьников, необходимо сделать обучение желанным процессом.
Многочисленные исследования показывают, что для формирования полноценной учебной мотивации у школьников необходимо проводить целенаправленную работу. Учебно-познавательные мотивы, которые занимают особое место среди представленных групп, формируются только в ходе активного освоения учебной деятельности.
Объектом исследования выступает процесс формирования мотивации к учению у младших школьников.
Предметом исследования являются технологии творчества как средство формирования положительной мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Целью данной работы является выявление роли творческих технологий в формировании мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Цель курсовой работы обусловила такие задачи:
1. Определить сущность понятия «мотивация»;
2. Рассмотреть особенности формирования мотивации к учению у младших школьников путем творческой деятельности;
3. Определить диагностическую базу творческой деятельности в формировании мотивации к учению у младших школьников
4. Разработать экспериментальный социально-педагогический проект для формирования мотивации к учению у младших школьников.
Гипотеза исследования: использование технологии творчества, такие как приобщение к литературе, являются эффективным средством формирования положительной мотивации к учению у детей младшего школьного возраста.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования нами использовались теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретическая значимость курсовой работы лежит в необходимости и раскрытии педагогических возможностей формирования и становления мотивации к учению у учеников младших классов средствами творческой деятельности.
Практическая значимость работы состоит в разработке рекомендаций в помощь социальному педагогу, работающему со школой, с семьей и в реабилитационных центрах, по организации творческой деятельности младших школьников, которая направлена на формирование их мотивации к учению
База исследования: МОУ СОШ №123 города Волгограда
Структура курсовой работы: работа состоит из введения (3 стр.), двух глав с выводами по каждой (30 стр.), заключения (3 стр.), списка литературы (2 стр.) и приложения (3 стр.).

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Сущность понятия мотивация к учению у младших школьников

Изучением влияния мотивации на учение занимались многие отечественные и зарубежные ученые, психологи и классики педагогики (Божович Л.И., Гальперин П.Я., Коломинский Я.Л., Леонтьев А.Н., Маркова А.К., Эльконин Д.Б., Выготский Л.С. и др.). Исследования данной проблемы помогают взглянуть на нее с разных позиций. Часто за внешне положительным отношением ребенка к учению может скрываться желание преуспеть, получить похвалу, а за внешне отрицательным – высокая требовательность к себе, критичность. Понимание этих мотивов помогает найти подход к каждому ребенку. В современной педагогической науке понятие «мотивация» объясняется по-разному. В первом случае – это совокупность факторов, определяющих поведение, во втором – совокупность мотивов. По мнению Марковой А.К., «мотивация – это психологическая реальность, которая стоит за положительным отношением школьника к учению» [20]. Ученый предполагает, что мотивация является источником активности и направленности поведения 21,11.
Понятие «мотивация» объемнее, чем понятие «мотив». Понятие «мотив» в психологии рассматривается с разных сторон. С одной стороны мотив это психологический феномен, стимулирующий к действию, с другой позиции мотив – это причина, побуждающая к выбору действий и поступков. В определении Алферова А.Д. мотивы – это психологические причины, определяющие целенаправленные действия человека, направления, смыслы, значения, отношения [1,c.112]. По мнению Реана А.А. мотив представлен как внутреннее побуждение человека к разным видам активности, удовлетворяющие конкретные его потребности [38, c.24]. В трудах Асеева В.Г., мотивация у человека представлена во всех видах побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т.д. [2, c.36].
Исходя из концепции иерархии потребностей А. Маслоу, известно, что люди мотивированы для совершения поиска по достижению личных целей, что в свою очередь делает их жизнь значительной и осмысленной. В своем положении автор представил человека как «желающее существо», редко достигающего полного удовлетворения своих потребностей. Удовлетворение одной потребности влечет за собой возникновение другой, которая направляет внимание и усилия человека на завершения какого либо действия. Последовательное возникновение ряда потребностей человека, характеризует мотивационную сферу человека [23, c.74].
Проблема мотивации была изучена и раскрыта в работах Леонтьева А.Н., Божович Л.И., Рубинштейна С.Л. и других отечественных авторов. Мотивация в понимании данных авторов представлена, как активность, направленная на достижения определенной цели, она выступает, как компонент или особенность личности, поясняющая её целеустремленность. Леонтьев А.Н. в теории деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, считает, что мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои источники в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведение человека напрямую связано с его потребностями, с системой деятельности и большим количеством действий, порождающих иную деятельность. Другими словами, между структурой деятельности и мотивационной особенностью человека существует определенное соответствие [18, c. 96]. Мотивационная сфера человека, склонна к изменениям динамического характера. В основе такого рода изменений заложен процесс развития в системе деятельности, подчиняющиеся объективным законам социального характера.
Мотивация, по словам Л.И. Божович, – это процесс выбора между определенными действиями, способствующий регулировать направление действий на достижение особенных состояний конкретного мотива и поддержание данной направленности. С позиции автора, мотив — это причина осуществления действий и поступков за счет побуждений человека. Основным побудителем человека к деятельности являются потребности. Потребность человека возникает из-за чувства неудовлетворенности личности. Большое количество человеческих потребностей сопровождается многообразием мотивов [4, c. 154]. Мотив имеет связь с постановкой той или иной цели. Но надо отличать мотивы от цели. Цель — это то, на что направлена деятельность, а мотив — это то, ради чего он стремится достигнуть этой цели. В одних случаях цель и мотив могут совпадать друг с другом, а в других нет. Рассматривая психолого-педагогическую сущность мотива с позиции зарубежных и отечественных авторов, приходим к выводу, что мотив – это внутреннее побуждение личности к различным видам активности, связанных с удовлетворением определённой потребности. Под мотивацией, по мнению Ильина Е.П., представлена совокупность различных побуждений: мотивов, потребностей, интересов, стремлений, целей, влечений, мотивационных установок, идеалов, что в широком смысле приводит к изменению поведения вообще [11].
В период младшего школьного возраста появляются новые мотивы (потребности, интересы, желания), происходят перестановки в иерархии интересов ребенка. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. То, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается значимым, ценным, то же, что имеет отношение к игре, становится менее важным. Младшие школьники не могут думать о будущем, поэтому их мотивы нацелены на настоящее. По-прежнему, ведущими являются непосредственно действующие мотивы, а принимаемые намерения «идут на поводу» у непосредственных побуждений, желаний [11]. Большинство детей ориентируется в своем поведении на возможное поощрение или наказание «здесь и сейчас». Учебную деятельность каждого ребенка всегда побуждает целый комплекс мотивов. Принято различать две большие группы учебных мотивов: познавательные (связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения) и социальные (связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми) 20. Социальные мотивы учения встречаются нередко. Ребенок включен в систему значимых для него отношений, главным образом, со взрослыми. И эти отношения, ценности, установки, требования взрослых тоже побуждают учиться. У младшего школьника должны появиться глубокие социальные мотивы – желание стать образованным, хорошо окончить школу, чувство долга, ответственности перед учителем, родителями и классом, и т.п. К сожалению, эти мотивы, придавая смысл учебе, не обладают такой действенной силой, благодаря которой ребенок немедленно сел бы за стол выполнять скучное домашнее задание. Но все же у большинства детей социальные мотивы постепенно приобретают необходимую силу и начинают побуждать их учебную деятельность.
Педагоги делают основной упор на развитие познавательной мотивации, ориентированной на содержание и процесс учебной деятельности. Это мотив особо ценен для учения, поскольку материал, усваиваемый на уроке, интересен ученику, а процесс познания вызывает удовольствие. Мотивация может быть заложена в самом процессе учебной деятельности, когда создаются условия для удовлетворения любознательности, преодоления препятствий, интеллектуальной активности, реализации способностей учащихся, расширения кругозора и приобретения ими определенных знаний.
Под отрицательной мотивацией подразумевают побуждения, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться. Особенно она характерна для неуспевающих детей, боящихся получить очередную «двойку», того, что учитель и родители будут его ругать, дома не пустят гулять, не разрешат смотреть телевизор и т.д. Такая мотивация не приводит к успешным результатам. Интересы у детей в этом возрасте имеют свойство терять силу, другими словами угасать, они имеют ситуативный характер и утрачиваются без оказания поддержки учителя.

1.2 Формирование мотивации к учению младших школьников посредством творческих технологий

Формирование учебной мотивации – это основная проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов учения – это основной показатель в работе над этой проблемой
Мотивы учебной деятельности формируются в ходе самой учебной деятельности, поэтому важно знать, как эта деятельность осуществляется.
Основными факторами, влияющими на форми¬рование положительной мотивации к учебной деятельности, являются:
1. Содержание учебного материала.
2. Стиль общения учителя и учащихся.
3. Характер и уровень учебно-познавательной деятельности.
Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный. Устойчивый интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов. Своевременное чередование и применение на разных этапах урока разнообразных форм и приёмов формирования мотивации укрепляет желание детей овладевать знаниями.
Формированию учебной мотивации способствует умелое использование творческих заданий и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приёмов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении ребенка в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается.
Творчество, имея возможность непосредственно эмоционально воздействовать на ученика, способно значительно повлиять на процесс принятия социальных и культурных ценностей. Элементы художественно-творческой деятельности, доступные учащимся с раннего возраста становятся сферой приложения интересов, реализации увлечений. Это способствует необходимости педагогически обоснованной организации процесса включения младших школьников в творческую деятельность. Художественно-творческая деятельность имеет возможность органично влиться в учебно-воспитательную программу и выступить важным методом для формирования мотивации к обучению[20, c. 19].
Основой формирования положительной мотивации к учебной деятельности, служит использование комплекса форм, методов, приемов обучения, способствующих реализации познавательных интересов ученика [35].
Помимо всего формированию мотивации способствует хорошо отобранное содержание материала, который выносится учителем в процессе урока. Необходимыми средствами, связанными с содержанием учебного материала, стимулирующими формирование мотивации к учению являются [3]:
— практическая значимость изучаемого материала для ученика;
— доступность учебного материала для учащихся;
— новизна учебного материала;
— соответствие содержания материала потребностям младшего школьника;
— наглядность и занимательность материала.
Набор перечисленных средств будет играть значительную практическую значимость в достижении успехов в учебной деятельности младших школьников.
Процесс формирования учебной мотивации – это длительный, трудоемкий, целенаправленный процесс, требующий терпения и волевых усилий педагогов.
Стойкий интерес к учебной деятельности у младших школьников формируется с помощью использования таких форм урока, как:
а) урок-путешествие
б) урок-игра в) урок-викторина
г) урок-исследование
д) урок-встреча
е) урок с привлечением сказочных персонажей [33].
Как ранее отмечалось, использование игровых ситуации на уроке обладает высокой эффективностью в процессе формирования положительной мотивации к обучению у младших школьников. Это обуславливается, тем, что включение учащихся в ситуацию игры способствует повышению интереса и работоспособности в учебной деятельности [29].
Младшие школьники, в силу своего возраста, склоны к быстрой утомляемости в процессе выполнения однотипных заданий. Поэтому они отдают предпочтение игровым видам занятий, ученики любят играть, решать ребусы и кроссворды [8]. Опираясь на имеющиеся факты, необходимо, на уроках в начальной школе создавать такие условия, при которых уровень положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников будет повышаться.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Таким образом, изучив литературу по проблеме исследования, можно сделать следующие выводы:
Младший школьный возраст характеризуется началом систематического обучения, которое вносит неоценимый вклад в становление субъектности растущего человека.
В процессе обучения, деятельность ученика сопровождается группой мотивов. Для того чтобы обучение было эффективным и интересным, деятельность ребенка должны побуждать мотивы, направленные на овладение знаниями и на получение хороших оценок, а так же на одобрение родителей и на установление желаемых взаимоотношений ребенка со сверстниками.
В психолого-педагогической литературе выделяют такие способы активизации познавательной деятельности учащегося на уроке, которые способствуют осознанию важности овладения знаниями и за счет них вырабатывается привычка учиться.
В младшем школьном возрасте становление учебной мотивации идёт путём смещения акцентов с социальных на познавательные мотивы, с дальнейшим укреплением их в качестве ведущих. В процессе обучения, деятельность ученика сопровождается группой мотивов: мотивы, направленные на овладение знаниями и на получение хороших оценок, а также на одобрение родителей и на установление желаемых взаимоотношений ребёнка со сверстниками. Для развития учебной мотивации у младших школьников необходимо повышать интерес и внимание к учебному материалу. Различные дидактические средства (игры, викторины, ребусы, кроссворды и т.п.), возбуждающих интерес и внимание учащихся на уроке представляют собой занимательный материал. Использование разнообразного занимательного материла в психолого-педагогической литературе на разных этапах урока может способствовать развитию познавательных мотивов учебной мотивации у младших школьников.

 

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ К УЧЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1 Диагностика уровня сформированности мотивации к учению у младших школьников

В данной главе представлено экспериментальное исследование, направленное на выявление сформированности мотивации младших школьников к учению, а также определение влияния творческой деятельности на данный процесс.
Базой проводимого исследования является МОУ СОШ №123 города Волгограда. Испытуемыми были ученики 2-ого класса в количестве 10 человек (7 мальчиков и 3 девочки).
Эксперимент проводился в три этапа:
1) Констатирующий эксперимент, в ходе которого определялся уровень мотивации к обучению у младших школьников;
2) Формирующий эксперимент, при котором разрабатывалась программа по формированию положительной мотивации к обучению детей младшего школьного возраста, применяя творческие технологии;
3) Контрольный эксперимент, в ходе которого происходила диагностика детей, проверяя влияние формирующего этапа.
Были использованы следующие диагностические методики: Методика «Чистописание» разработанная М.В. Матюхиной, Определение мотивов учебной деятельности М. Р. Гинзбург, Опросник «Что мне нравится в школе» (мотивация) Н.Г. Лусканова.
Методика «Чистописание» разработанная М.В. Матюхиной
Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш.
Порядок исследования. Испытуемому предлагают в течении 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну.
Результаты представлены на рисунке 2.1 .


Рисунок 2.1 – Результаты констатирующего этапа эксперимента по методике «Чистописание»

Уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности к середине 4 года обучения выглядит так:
 Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе — 66,6%.
 Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе , качество не заботит– 22,2%.
 Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия –11,1%.
Опросник «Что мне нравится в школе» (мотивация) Н.Г. Лусканова
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.

Рисунок 2.2 – Результаты констатирующего этапа эксперимента по опроснику «Что мне нравится в школе»

По результатам оценки у 36,6% обучающихся хорошая школьная мотивация. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является нормой.
50,2% положительное отношение к школе. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравиться чувствовать себя учеником. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере.
13,2% низкая школьная мотивация. Дети на уроке часто занимаются посторонними делами, играми. У таких детей затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии нестойкой адаптации к школе.
Определение мотивов учебной деятельности М. Р. Гинзбург
Оцениваемые УУД: действия смыслообразования. Изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.


Рисунок 2.3 – Результаты констатирующего этапа эксперимента по методике Гинсбурга

По полученным результатам видно, что преобладающий мотив — учебный. Это свидетельствует о том, что этим детям нравится учится, нравится посещать школу.
Детям с игровым мотивом нравится играть, гулять, общаться с детьми.
Оценочный мотив говорит о том, что ребёнок ходит в школу, чтобы зарабатывать хорошие оценки, за которые хвалят родители и учитель. Преобладание социального мотива ребёнок ходит в школу не для того, чтобы быть образованным, узнавать что-то новое, а потому, что знает: учиться надо, чтобы в будущем получить профессию, — так говорят родители. При позиционном мотиве ребёнок ходит в школу не для того, чтобы овладеть учебной деятельностью, а для того, чтобы почувствовать себя взрослым, повысить свой статус в глазах детей и взрослых.
В результате диагностики на контрольном этапе были сделаны следующие выводы:
Учителю необходимо провести работу по повышению мотивации к обучению у испытуемых, был разработан комплекс уроков, с использованием творческой деятельности, с целью повышения мотивации к обучению.


2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков с элементами творческих технологий для повышения мотивации к обучению младших школьников

Разработку и внедрение комплекса занимательного материала на уроках литературного чтения для развития учебной мотивации у младших школьников можно рассмотреть более подробно.
Урок 1. Мечты о чудесах. Дж. Родари «Как Алиса в море побывала» Урок проводился в нетрадиционной форме, на отдельных этапах урока (актуализация знаний; творческая работа; домашнее задание). В процессе занятия создавались условия, способствующие повышению учебной мотивации. Использовалась интрига, представленная для учеников в виде загадки. Такая ситуация способствовала повышению интереса к процессу обучения. На уроке ученикам сообщалось, что они отправятся в путешествие и это вызвало положительные эмоции в классе. За счёт загадки, ученики узнали, в какое место они отправятся путешествовать.

На уроке в качестве самостоятельного, творческого задания использовался приём «собственного сочинения рассказа», он позволял ученикам поразмышлять на заданную тему «о чудесах», развивать психические процессы учеников (фантазия, воображение, образное мышление). Кроме того, использование творческого подхода на уроке, вызывало интерес к деятельности. На этапе урока, посвященному домашнему заданию, использовался приём самостоятельного поиска, за счёт которого ученики активизировали процесс учебно-познавательной деятельности. На этом этапе ученикам предлагалось самостоятельно, на своё усмотрение прочитать рассказ «о чудесах» и подготовить пересказ на следующий урок. В процессе урока у учащихся наблюдалась заинтересованность в происходящем, это можно было отследить по общему поведению учеников. Учащиеся поддерживали внимание на протяжении всего урока, исключая небольшую усталость, наблюдаемую на этапе рефлексии. Ученики активно проявляли инициативу на уроке, задавали вопросы, вели обсуждение, высказывали собственное мнение, приводили примеры из жизни.
Урок 2. В. Берестов «Честное гусеничное». Урок проводился в традиционной форме с использованием игровых, творческих элементов на отдельных этапах урока. На этапе «подведение к проблеме» использовалась дидактическая игра «ребусы» с помощью, которой ученики самостоятельно в занимательной форме занятия логически предполагали, что будет происходить в произведении в процессе урока, с которым они познакомятся. Так же на этапе «работа над текстом после чтения» ученикам предоставлялась работа творческого характера, в которой ученики выступали в роли художников-иллюстраторов и выполняли собственную иллюстрацию к сказке, о том как «гусеница превращается в бабочку».
В процессе знакомства с текстом ученики на этапе «закрепления» осуществляли самостоятельный поиск в тексте качеств, характеризующих гусеницу, и по очереди записывали словосочетания и предложения, в которых указываются данные качества на доску. Сочетание творческих, игровых элементов и приёмов, которые выступали как условия по формированию учебной мотивации у младших школьников, позволяли вызывать у учащихся положительные эмоции в процессе урока, повышали уровень внимания и общую заинтересованность. На уроке наблюдалась минимальная отвлеченность и усталость. В основном ученики работали активно и целеустремленно, показывая свою заинтересованность в происходящем, любопытность к разворачивающимся событиям литературного произведения.
Урок 3 В. Хмельницкий «Дождь в лесу»; «Соловей и бабочка». Урок проводился в нетрадиционной форме, основанной на путешествии. На занятии использовались элементы дидактического характера: кроссворд и игры на составление предложений. С помощью кроссворда у учеников повысился интерес, создавалась интрига, в ходе которой ученик активизировался в процессе урока. Кроссворд был направлен на проверку и развитие общих знаний и познавательного интереса. На начальном этапе урока использовался наглядный метод, такой как использование аудиозаписи, с помощью которого создавался благоприятный климат и повысился интерес к предстоящим событиям на уроке. На этапе «работы с текстом во время чтения» использовался приём создания проблемной ситуации, в которой перед учениками ставился вопрос, ответ на который ученики находили в процессе работы над иллюстрацией. Такой приём эффективен тем, что ученики заинтересовались вопросом и занимались активным поиском ответов на поставленный вопрос.
Мотивирующим эффектом на уроке служило использование игровых моментов, познавательных заданий и разнообразных форм работы с учащимися. Ученики на этапах по работе с текстом, формировали эмоциональноположительное отношение к процессу учебной деятельности, за счет использованных форм и методов на уроке. На основе чего ученики проявляли интерес к познавательной деятельности.
Урок 4. Г. Цыферов. «Град»; «Про чудака лягушонка». Урок проходил в нетрадиционной форме, с привлечением сказочного персонажа. Так как он представлял чтение о доброте, поэтому в качестве представителя доброты стал «Кот Леопольд». Занятие проводилось в форме мини-викторины, в процессе которой ученики выполняли увлекательные задания (загадки о доброте; игра «соотнеси персонажа»). В игре ученикам демонстрировали представителя из сказки, а они соотносили их к доброму или злому персонажу. Помимо фронтальной работы в классе проводилась работа в парах. Ученикам нужно было вспомнить доброе дело, которое они сделали в классе или школе и обменятся с соседом по парте. Стоит отметить, что во многих парах учащиеся работали в разном темпе, поэтому нередко одним приходилось ждать других. На этапе актуализации знаний проводилась «чтение — игра». Ученикам зачитывались сказки-миниатюры , и предлагалось закончить конец сказки. Такой вид занятия способствовал повышению у учеников интереса к уроку. Учащиеся активно выполняли задания кота Леопольда. Интерес к процессу обучения достигался с помощью занимательных видов заданий, оригинальной постановкой урока. Во время чтения произведений учащиеся усваивают для себя ценность доброты.
Урок был динамичен и увлекателен для каждого участника и в целом способствовал пониманию учащимися того, что литературное чтение может быть очень занимательным предметом.
Урок 5. Б. Сергуненков. «Куда лето прячется». На начальном этапе урока создавалась интрига, ученикам предоставлялась возможность испробовать «машину времени», и побывать во всех временах года. У учащихся возник интерес к предстоящему событию. Объявляя первое путешествие, ученики читали по цепочке сказку «Куда лето прячется». На этапе работы с текстом после чтения, за счет наводящих вопросов ученики приходили к выводу, что они побывали во всех временах года. Учащиеся делились на команды, которые, в свою очередь, выбирали капитанов, придумывали себе названия, девиз и приветствие – что составляло творческий компонент их деятельности. Выносились определенные обязанности и правила для каждой группы учащихся. На этом же этапе ученикам предлагалось пройти ряд испытаний, которые приготовил для них сказочный персонаж «Знайка». В поведении учеников наблюдалось инициативное проявление и получение удовлетворения от происходящей работы на уроке. Наблюдался приподнятый эмоциональный настрой. Урок носил соревновательный характер и включал такие виды заданий: «угадай по звуку время года», использовались аудиозаписи, которые в свою очередь привлекали внимание учащихся; кроссворд «о временах года»; ребусы «о временах года»; загадки «о пользе времени года». Такой род заданий носил развлекательно-познавательный характер. Ученики не только активно участвовали в викторине, но и вступали в обсуждения с классом и учителем, что способствовало развитию коммуникативных УУД, а именно: выразительное чтение сказки, умение работать в группах, оформление мыслей учащихся в устную и письменную форму, а также умение слушать других людей.
В качестве системы поощрения на уроке использовались жетоны. Отметилось, что на протяжение всего урока у учащихся преобладало положительное настроение, мотивация на достижение успеха удерживалась в каждой команде.
Урок 6. Б. Сергуненков «Одуванчик». Форма урока традиционная с элементами творчества и самостоятельного поиска. На этапе «работа с текстом после чтения» использовался творческий подход к процессу обучения. Ребятам предлагалось представить себя автором данного рассказа и придумать продолжение. Самостоятельная творческая работа сопровождалась положительными эмоциями, которые были связаны с ученическим трудом, такой результат связан с хорошо организованной работой для учеников. Во время данного задания дети были увлечены процессом, им не терпелось увидеть результат своих стараний. В конце урока, несколько учеников зачитали свои рассказы и были оценены как учителем, так и учащимися. Следует отметить, что на протяжение всего урока у учеников преобладало положительное настроение, а также мотивация на достижение успеха.
Урок 7. М. Бородицкая «Колдунье не колдуется». Ю. Мориц «Это – да! Это – нет!» Занятие проводилось в форме игры. На этапе актуализации знаний для учеников проводилась «беседа – игра» в которой ученики вспоминали сказки и инсценировали их. Уже на начальном этапе занятия у учащихся наблюдался положительный эмоциональный настрой, увлеченность к предмету. Ученики активно взаимодействовали с другими учениками, делились своими достижениями о выполненных заданиях на прошлых уроках литературного чтения.
Ученики познакомились со стихотворениями о лени и обиде, используя различные виды чтения (выразительное чтение; чтение по цепочке и т.д.), затем на этапе «работа с текстом после чтения» ученики выполнили задания дидактического характера (игра «соотнеси пословицы к стихотворениями»; «найди словосочетания в тексте об обиде и лени») Сущность игры заключалась в том, что ученикам давался ряд пословиц, из которых они должны найти подходящие: о лени и обиде, также соотнести их к стихотворениям. Физическая минутка носила тематический характер, ученикам предлагалось на стихотворение изобразить эмоции с помощью мимики и жестов.
Урок 8. Сказки-игры Дж. Родари («Про дедушку, который не умел рассказывать сказки»). Урок литературного чтения состоял из всех необходимых этапов, однако процесс обучения отличался от традиционной формы урока и включал в себя современную педагогическую технологию коллективнотворческого дела. На начальном этапе урока создавалась интрига предстоящего вида деятельности, которая в совокупности являлась проверкой имеющихся знаний. В качестве интриги использовались ребусы имеющихся литературных произведений и название не существующих. На основе данного приёма ученики ставили перед собой вопрос, с чем они будут знакомиться на уроке. Что в свою очередь формировало повышение не только интереса к уроку, но и высокий уровень внимания и сосредоточенности в процессе учебной деятельности. Когда ученики познакомились с произведением, ответили на поставленный вопрос, то уровень интереса снизился. Поэтому на этапе «работа с текстом после чтения» проводиться КТД — «сочини сказку на новый лад» в качестве активизации учеников к процессу учебной деятельности и повышению у него интереса. В процессе иной деятельности ученики сотрудничали, работали в отдельных группах, проявляли лидерские качества, осуществляли творческую деятельность. Заключительный этап.
Урок 9. Внеклассное чтение. Сказки-миниатюры. Урок традиционной формы с содержанием на определенных этапах урока заданий занимательного характера. Использовались загадки про сказки-миниатюры, с целью повысить общую заинтересованность к уроку, придать ему ярких эмоций и проверить знания учащихся по разделу «Обыкновенное чудо». В качестве стимулирующего интереса к учебе использовалось задание по командам, в которых ученикам необходимо было организовать выставку сказок В. Хмельницкого и Б. Сергуненкова к следующему, заключительному уроку (выставка должна включать оформление карточек к этим сказкам). Деление на группы происходило с помощью разноцветных жетонов, которые ученики выбирали неосознанно, не зная с кем они будут в команде. Кроме того, такое распределение способствовало более тесному общению в группах, установлению взаимоотношений. Им приходилось распределять задания между участниками своей группы в зависимости от того, кто наиболее силен в той или иной области. Это послужило большой созидательной силой в сплочении группы путём распределения интересов и возможностей её участников, а также позволило каждому из них проявить себя, показать свою сильную сторону
Урок 10. Обобщение по разделу «Самое обыкновенное чудо» Урок направлен на закрепление и обобщение по всему изученному разделу. Урок больше обращён на подведение итогов имеющихся знаний, проверку умений пересказывать прочитанное произведение, выделять основную мысль и т.п. Для того чтобы интерес и мотивация к предмету сохранялась в процессе всего обучения, необходимо было контрольную, проверочную работу превратить в задания творческого характера, именно поэтому организовалась выставка сказок, для лучшего усвоения повышения познавательного интереса к учебному процессу. Учащиеся были очень сосредоточены и уверены в себе, их воодушевляло ощущение ответственности за успех своей команды. Урок был динамичен и увлекателен для каждого участника. Помимо выставки использовался кроссворд, решение которого у учащихся вызвало положительные эмоции и активность. Данный приём использовался для активизации деятельности всех учащихся, создания доверительного и дружелюбного отношения в классе. По итогам проведенного комплекса уроков формирующего этапа эксперимента были заметны изменения в деятельности учеников, которая привлекала своим содержанием и это проявлялось в их общем эмоциональноположительном состоянии, а так же в поведение учеников, для которых характерна повышенная активность на уроке, желание высказать мнение, ответить на вопрос и т. д.
После проведения формирующего эксперимента был произведен контрольный этап эксперимента, результаты эксперимента показали, что уровень развития мотивации стал отличаться от констатирующего этапа исследования.
Испытуемым предложили пройти те же тесты, что и на констатирующем этапе исследования.
Рассмотрим полученные результаты.
Результаты контрольного этапа исследования по методике «Чистописание» разработанной М.В. Матюхиной.


Рисунок 2.4 — результаты контрольного этапа исследования по методике «Чистописание» разработанной М.В. Матюхиной.

Результаты:
 Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе – 72%.
 Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе , качество не заботит– 23%.
 Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия –5%.
Таким образом, можно сделать вывод, что формирующий этап исследования положительно повлиял на развитие мотивации, 72% полностью справились с заданием.

Результаты контрольного этапа исследования по опроснику «Что мне нравится в школе» (мотивация) Н.Г. Лускановой.

Результаты:

Рисунок 2.5 — Результаты контрольного этапа исследования по опроснику «Что мне нравится в школе» (мотивация) Н.Г. Лускановой.

По результатам формирующего этапа исследования, были получены следующие результаты:
— у 42% обучающихся хорошая школьная мотивация. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является нормой.
55% положительное отношение к школе. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравиться чувствовать себя учеником. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей мере.
3% низкая школьная мотивация.
Таким образом, вырос процент испытуемых, у которых положительная и хорошая школьная мотивация, на 10% снизилось количество испытуемых с низкой школьной мотивацией.

Результаты контрольного этапа исследования по методике «Определение мотивов учебной деятельности» М. Р. Гинзбурга.




Рисунок 2.6 — Результаты контрольного этапа исследования по методике «Определение мотивов учебной деятельности» М. Р. Гинзбурга.

В результате контрольного эксперимента было определено, что у испытуемых после проведения формирующего этапа эксперимента стал преобладать учебный мотив, оценочный мотив преобладает над игровым и социальным.
В результате контрольного этапа исследования, можно сделать следующие выводы: использование творческих технологий на уроках способно повысить мотивацию к учению у младших школьников, следовательно гипотеза исследования доказана.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Базой проводимого исследования является МОУ СОШ №123 города Волгограда. Испытуемыми были ученики 2-ого класса в количестве 10 человек (7 мальчиков и 3 девочки).
Эксперимент проводился в три этапа:
4) Констатирующий эксперимент, в ходе которого определялся уровень мотивации к обучению у младших школьников;
5) Формирующий эксперимент, при котором разрабатывалась программа по формированию положительной мотивации к обучению детей младшего школьного возраста, применяя творческие технологии;
6) Контрольный эксперимент, в ходе которого происходила диагностика детей, проверяя влияние формирующего этапа.
В ходе работы было выявлено, что построение уроков с применением творческих технологий привело к развитию учебной мотивации учащихся. На таких уроках повысился познавательный интерес, мобилизировались возможности и способности учащихся для решения учебных задач, способствовали налаживанию взаимоотношений в классе, а также создали благоприятный эмоциональный фон. Итак, использование творческих технологий на уроках способно повысить мотивацию к учению у младших школьников, следовательно гипотеза исследования доказана.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исходя из поставленных задач в начале исследования, можно сделать следующие выводы:
На основе анализа научной литературы пришли к выводу, что мотивационная сфера интегрирует в себе такое понятие, как мотивация, которая, в свою очередь, подразумевает: совокупность мотивов, интересов, потребностей, целей. Мотивационная сфера учения представляет собой у каждого конкретного ученика постоянно изменяющуюся структуру, состоящую из разных побуждений, где место ведущего мотива занимают то одно, то другое побуждение в зависимости от условий обучения и от общения с окружающей средой. Мотивационная сфера личности и ее основная часть – мотивация, формируется на определенном этапе жизни человека, в том числе и младшего школьника, в его учебной деятельности.
Проблеме мотивации уделяли большое внимание, отечественные педагоги и психологи, такие как А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, Г.И. Щукина, М.В. Матюхина и другие. Мотивация в понимании данных авторов представлена, как сложная, многоуровневая неоднородная система побудителей, включающая в себя потребности, мотивы, интересы, установки, эмоции, нормы и т.д. В психологии отечественных авторов мотивация выступает, как компонент или особенность личности, поясняющая её целеустремленность.
Формирование устойчивой учебной мотивации у младших школьников, происходит за счёт создания благоприятных условий её развития, к которому относятся творческих технологии. По мнению учёных, применение на уроках творческих заданий способствует развитию учебной мотивации у младших школьников, поскольку это даёт им возможность проявить самостоятельность, инициативу, раскрыть свой собственный потенциал. Дети приобщаются к исследовательской деятельности, развивается творческое мышление и повышается уровень качества обучения в целом.
В экспериментальной части работы был проведено исследование, состоящее из трех этапов:
1) Констатирующий эксперимент, в ходе которого определялся уровень мотивации к обучению у младших школьников;
2) Формирующий эксперимент, при котором разрабатывалась программа по формированию положительной мотивации к обучению детей младшего школьного возраста, применяя творческие технологии;
3) Контрольный эксперимент, в ходе которого происходила диагностика детей, проверяя влияние формирующего этапа.
По проведении констатирующего этапа педагогического эксперимента были получены данные свидетельствующие о том, что большинство учащихся имеют средний уровень развития учебной мотивации.
На формирующем этапе исследования было проведено 10 уроков с применением творческих технологий на каждом уроке, уроки проводились по предмету «Литературное чтение».
В ходе работы было выявлено, что построение уроков с применением творческих технологий привело к развитию учебной мотивации учащихся. На таких уроках повысился познавательный интерес, мобилизировались возможности и способности учащихся для решения учебных задач, способствовали налаживанию взаимоотношений в классе, а также создали благоприятный эмоциональный фон. Итак, использование творческих технологий на уроках способно повысить мотивацию к учению у младших школьников, следовательно гипотеза исследования доказана.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алфеева, Е.В. Изучение мотивов учения и отношения младших школьников к учебной [деятельности [Текст]/ Е.В. Алфеева //Вестник Курганского государственного университета. Серия: Физиология, психофизиология, ]психология и медицина. – 2014. – №1(3). – С. 59-62.
2. Божович, Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка [Текст]/ Л.И. Божович // Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. – С. 20—55.
3. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст]/ Л.И.Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
4. Братчикова, Ю.В. Особенности учебной мотивации младших школьников [Текст]/ Ю.В.Братчикова, А.Д.Ломова // Личность в современном мире сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет; Институт психологии; Ответственный редактор Н.С. Белоусова. – 2014. – С. 67-70.
5. Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников / А.Л.Венгер, Г.А. Цукерман.-М.: Владос, 2007. — 160 с. 8. Вилисова, Р.Г. Проблема занимательности и её роль в воспитании интереса к предмету [Электронный ресурс]/ Р.Г Вилисова.-http://rus.okt.edusite.ru/DswMedia/problemazanimatel-nostiie-rolvvospitanii.doc.
6. Галкина В.М. Формирование и развитие мотивации учения младших школьников [Текст]/ В.М. Галкина // Проблемы современной науки и образования. – 2015. – №5(35). – С. 96-99.
7. Гинзбург, М.Р. Развитие мотивов учения у детей 6–7лет. Особенности психического развития детей 6–7летнего возраста [Текст]/ М.Р. Гинзбург // [ред. Д.Б.Эльконин]. – М.: Педагогика, 2007. – 184с.
8. Искалиева, О.Р.Некоторые подходы к использованию занимательного материала на уроках в начальной школе [Текст]/ О.Р.Искалиева, Б.К.Бегежанова, Г.О.Башиева // Новые технологии в образовании Материалы XVII Международной научно-практической конференции. Научный редактор И. А. Рудакова. –М., 2014. – С. 24-27.
9. Концепция ФГОС. (Стандарты второго поколения) [Текст]/ под. ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010. – 73 с.
10. Кулагина, И.Ю. Младшие школьники: особенности развития [Текст]/ И.Ю.Кулагина. – М.: Педагогика, 2009. – 176 с.
11. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст]: учеб. пособие для вузов [Текст]/ А.Н.Леонтьев / Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е.Соколовой. – М.: Смысл, 2010. – 509 с.
12. Макеева, Е.А. Формирование мотивации учения у младших школьников [Текст]/ Е.А. Макеева // Модернизация образования: проблемы и перспективы. Материалы XXII Рязанских педагогических чтений, посвящается 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. 2015. – С. 391-397.
13. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения [Текст]/ А.К.Маркова, Т.А. Матис, А. Б. Орлов . — М.: Просвещение, 1990. – 160 с.
14. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников [Текст]/ М.В.Матюхина,. — М.: Педагогика, 1984. – 144 с.
15. Мищенко, Л.В. Учебная мотивация младших школьников в системном исследовании их индивидуальности с позиций пола и гендера [Текст]/ Л.В. Мищенко, А.С. Войтов // Психология обучения. – 2013. – № 3. – С. 4–28 3
16. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов / В.С.Мухина – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 456 с.
17. Нагорнова, А.Ю. Основы педагогики и психологии младшего школьника [Текст]/ А.Ю. Нагорнова . – Ульяновск: УлГПУ, 2012. – 329 с.
18. Николаева, Е.С. Особенности учебной деятельности младшего школьника в образовательной среде [Текст] / Е.С.Николаева //Актуальные проблемы психологического знания. – 2009. – № 1. – С. 81-89.
19. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст] / И.П.Подласый.– М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001.– 400с.
20. Психолого-педагогический словарь. [Текст]/ Сост. Рапацевич Е.С. Минск: Современное слово,2006. — 927 с.
21. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л.Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2013. – 720 с.
22. Собинова, Л.А. Факторы развития мотивации учебной деятельности [Текст]/ Л.АСобинова // Современные исследования социальных проблем. – 2010. – № 4. – С. 197-201.
23. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения [Текст] / Х.Хекхаузен. – СПб.: Речь, 2001. – 240 с. Шагивалеева Г.Р. Изучение мотивации учебной деятельности младших школьников [Текст]/ Г.Р.Шагивалеева, С.Ф.Хазиева // Международный журнал экспериментального образования. 2014.-№6-1.-С. 104-105
24. Шевырева, Т.П. Формирование положительной мотивации учащихся в начальной школе [Текст]/ Т.П.Шевырева // Творческое наследие А.С.Посникова и современность. 2015. –№9. –С. 177-181
25. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся [Текст]/ Г.И.Щукина. – М.: Педагогика, 1988. – 320с.
26. Эльконин, Д. Б. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте [Текст] / Д. Б. Эльконин // Хрестоматия по возрастной психологии. — М.: ИПП, 2006. – 304 с.


ПРИЛОЖЕНИЕ
«Оценка школьной мотивации
учащихся начальных классов» Лусканова Н.Г.

АНКЕТА

1. Тебе нравится в школе?
— не очень
— нравится
— не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
— чаще хочется остаться дома
— бывает по-разному
— иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
— не знаю
— остался бы дома
— пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
— не нравится
— бывает по-разному
— нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
— хотел бы
— не хотел бы
— не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
— не знаю
— не хотел бы
— хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
— часто
— редко
— не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
— точно не знаю
— хотел бы
— не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
— мало
— много
— нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
— нравятся
— не очень
— не нравятся
КЛЮЧ
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.


Определение мотивов учебной деятельности
(М.Р. Гинзбург)

Цель: изучение сформированности мотивов учения, выявление ведущего мотива.
Форма проведения: индивидуальная.
Инструкция. Сейчас я буду рассказывать историю и показывать картинки, а ты слушай меня внимательно.(бланк в приложении)
Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил» (рис. а).
Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился» (рис. б).
Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть» (рис. в).
Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» (рис. г).
Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что надо учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься — можешь стать кем захочешь» (рис. д).
Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки» (рис. е).
1. Кто из них, по-твоему, прав? Почему?(Выбор I)
2. С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?(Выбор 2)
3. С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?(Выбор 3)
Дети последовательно осуществляют три выбора. Если содержание недостаточно прослеживается в ответе ребёнка, необходимо задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы быть уверенным в том, что ребёнок произвёл свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.
Обработка результатов. Ответы (выбор определённой картинки) экспериментатор заносит в таблицу и затем оценивает.
Выборы Мотив
Учебный Мотив
Игровой Мотив
Позиционный Мотив
Социальный Мотив
Оценка
I выбор
II выбор
III выбор
Контрольный
выбор
Мотивы:
1. внешний (а),
2. учебный (б),
3. игровой (в),
4. позиционный (г),
5. социальный (д),
6. мотив — оценка (е).

Написание учебных работ

Работы, написанные нашими специалистами — уникальны, так как они выполнена по индивидуальным требованиям клиента, а поэтому не имеют каких-то аналогов в сети Интернет. При этом, все недочеты или исправления вносятся в работу бесплатно на основании рецензии преподавателя.

Все работы обязательно проходят проверку в специализированной системе «Антиплагиат», она дает возможность обнаружить в документе присутствие заимствований из доступных в сети Интернет источников.

Оценка стоимости работы — БЕСПЛАТНО. Решить проблемы с учебой.

Убедитесь в результате

Введите email, WA, Telegram и получите стоимость работы

Убедитесь в результате

Введите email, WA, Telegram и получите стоимость работы

Скидка 15% на первый заказ

Введите email, WA, Telegram и получите скидку