Пенсионное страхование Великобритании
Вид работыСрок выполненияСтоимость (в руб.)
Дипломная работаот 15 днейот 8000 руб.
Курсовая работаот 7 днейот 1500 руб.
Рефератот 3 днейот 700 руб.
Контрольная работаот 3 днейот 100 руб.
Семестровая работаот 3 днейот 1500 руб.
Отчет по практикеот 5 днейот 1900 руб.
Онлайн помощь во время экзамена1 деньот 1000 руб.
Билеты к экзаменуот 3 днейот 120 руб.
Перевод2 дняот 320 руб.
Эссе2-3 дняот 200 руб.
Презентация2 дняот 100 руб.

Пенсионное страхование Великобритании

Содержание

Введение 3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения пенсионного страхования Великобритании 5
1.1 Историко-правовой аспект изучения пенсионного страхования Великобритании 5
1.2 Государственное пенсионное обеспечение Великобритании на современном этапе 12
Глава 2 Анализ возможных путей реформирования системы пенсионного страхования Великобритании 16
2.1 Преимущества и недостатки системы пенсионного страхования Великобритании 16
2.2 Возможные пути реформирования системы пенсионного страхования Великобритании 21
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение 30


Введение

Актуальность исследования заключается в том, что пенсионное обеспечение граждан является страхованием в смысле предоставления защиты против риска потери дохода вследствие полной или частичной потери трудоспособности в связи с наступлением старости. Однако экономический механизм осуществления такой защиты все же отличается от классического механизма страхования. Поэтому, как правило, чаще употребляется понятие «пенсионное обеспечение» и реже — «пенсионное страхование».
В международном сравнении в большинстве систем пенсионного обеспечения обычно выделяются три уровня:
государственное (национальное) обязательное пенсионное обеспечение;
дополнительные пенсионные схемы, чаще представленные пенсионным страхованием от предприятий;
индивидуальные (частные) программы страхования.
В разных странах — членах ЕС существуют различные комбинации этих уровней, что связано с историческими и социально-экономическими особенностями формирования пенсионных систем. Однако более точная классификация пенсионных схем, существующих в странах ЕС, может быть осуществлена не вычленением составляющих элементов данной системы (трехуровневая структура пенсионных систем характерна практически для всех европейских стран), а с помощью выделения ряда конституирующих принципов, лежащих в основе той или иной системы. В качестве таких принципов можно обозначить следующие положения: 1) круг охваченного пенсионным обеспечением населения; 2) условия, необходимые для получения права на пенсию; 3) принципы и источники финансирования.
Страховые системы пенсионного обеспечения основываются на следующих принципах:
страхование преимущественно экономически активного населения;
финансирование пенсионных выплат в основном из вносов застрахованных и работодателей;
зависимость предоставляемых выплат от страхового стажа и предыдущего размера дохода застрахованного.
Данная система существует в большинстве стран ЕС: Германии, Франции, Италии, Испании, в странах Бенилюкса и в Греции. Хотя для систем пенсионного обеспечения этих стран характерна единая концепция, существуют и различия в ее финансировании, организации и функционировании. Страховые модели пенсионного обеспечения в странах Евросоюза представляют собой смешанные системы, использующие как распределительные методы финансирования (обязательное пенсионное страхование), так и дополнительные пенсионные программы производственного обеспечения (например, во Франции и Испании), функционирующие как по распределительному принципу (Франция), так и на основе капитализации взносов (Нидерланды).
Целью работы является рассмотрение пенсионного страхования Великобритании.
Задачи работы:
— рассмотрение теоретических аспектов изучения пенсионного страхования Великобритании;
— анализ недостатков пенсионного страхования в Великобританиии и пути реформирования системы.
Методы исследования: анализ литературы по теме работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1 Теоретические аспекты изучения пенсионного страхования Великобритании

1.1 Историко-правовой аспект изучения пенсионного страхования Великобритании

В Великобритании пенсионная система характеризуется преобладанием уровня государственного пенсионного страхования – National Insurance. Издавна, на рубеже ХIХ−ХХ столетий, когда английские либералы и новая партия лейбористов предлагали принять меры социальной защиты, законодатели имели в виду, что обеспечение в старости в значительной мере зависит от собственных усилий (и индивидуальных накоплений) работников, ограничительно планируя пенсионные схемы и размеры пособий. Такой подход соответствовал принципам либеральной, с ограниченным государственным вмешательством, экономики. Одним из последствий этого было раннее (по сравнению с Германией и Францией) появление планов частного пенсионного страхования. В британской системе выделяется программа государственного пенсионного страхования (National Insurance), где пенсии в размере, соответствующем сумме внесенных за период участия размерам страховых взносов, выплачиваются всем гражданам в соответствии с установленными критериями. Это требования по стажу, по регулярности уплаты страхового налога . Однако принципы солидарности поколений и контрибутивного перераспределения, утвердившиеся в Германии и ряде других стран, в Великобритании не являются стержневой основой пенсионной системы. Во-первых, пенсионный фонд (National Insurance Fund) формируется в значительной части из общих поступлений в бюджет (general revenues). Во-вторых, размеры пенсий (базовой пенсии) устанавливает правительство в соответствии с финансовыми возможностями и по минимуму (ориентируясь на прожиточный минимум) с тем, чтобы потенциальные получатели искали дополнительные гарантии, в том числе в системе частного пенсионного страхования. Исторически пенсии в Британии появились в начале ХХ в. Особое значение имели Акт о Пенсиях для престарелых 1908 г., в котором парламентарии одобрили предложения комиссии во главе с премьер-министром Д. Ллойд-Джорджем о выплате пенсий с 70-летнего возраста из государственных доходов. Они отказывались от основной идеи, реализованной до того в Германии, а позже, частично и в США – от создания пенсионного фонда, функционирующего на основе предварительных взносов и независимо от бюджета. Это предопределило формирование более высокой степени универсализма и «целостности» пенсионной системы, с одной стороны, и финансирования по «остаточному принципу», а, точнее, исходя из имеющихся ресурсов, с другой стороны.
На основании данных критериев в многообразии пенсионных систем Евросоюза можно выделить две основные модели пенсионного обеспечения:
универсальные системы пенсионного обеспечения;
страховые системы, построенные по страховому принципу .
В целом, данное различие основывается на особенностях организации и функционирования двух основных моделей социальной защиты — модели Бевериджа и модели Бисмарка. Однако, несмотря на различия, говорить о принципиально несхожих системах пенсионного обеспечения, конечно, нельзя, поскольку на практике большинство из них функционируют на смешанной основе. В последние годы происходит дальнейшее сближение двух моделей, обусловленное как интеграционными процессами, так и общими, характерными для большинства стран ЕС демографическими и экономическими явлениями, и связанной с этим необходимостью реформирования пенсионных систем. Это проявляется, в частности, в том, что ряд стран, придерживающихся принципа универсальности пенсионных пособий, приняли законодательство о создании системы пенсионного страхования, обусловленной предыдущим доходом (Швеция), или придали обязательный характер системам дополнительного пенсионного обеспечения (Великобритания — система дополнительных государственных пенсий). С другой стороны, наблюдается процесс постепенной универсализации страховых пенсионных систем. Он выражается в применении или совершенствовании схем, предназначенных для того, чтобы обеспечить всем пенсионерам адекватный прожиточный минимум.
Истоки универсальных систем пенсионного обеспечения восходят к введению народных пенсий в Дании (1891 г.), а также к концептуальному обоснованию этой системы, выдвинутой Уильямом Бевериджем в 1949 г. По этой причине данную систему иногда именуют моделью пенсионного обеспечения Бевериджа . В ней размеры большинства базовых пенсий не зависят от предыдущего заработка. Часть их финансируется за счет страховых взносов, другая часть — из государственного бюджета. Полная пенсия выплачивается при условии, что выполнены все необходимые для ее получения предпосылки, такие как установленный срок проживания в стране, уплата страховых взносов в течение определенного времени и др. Системы универсального пенсионного обеспечения характерны для Великобритании, Дании, Ирландии и Швеции. Несмотря на наличие общих принципиальных положений в организации пенсионных систем в этих странах, позволяющих их отнести к данной модели, в чистом виде ни в одном из указанных государств данные принципы осуществлены не были. Поэтому на сегодняшний день большинство пенсионных систем функционируют как смешанные, построенные на принципах как первой модели, так и второй.
Касаясь страхового налога (в рамках государственного страхования с 1911 г. налог взимался не только для пенсионных выплат, но и для пособий по безработице и по производственному травматизму) следует отметить отказ законодателя от принципа прогрессивного налогообложения на социальные нужды. Налог взимался по плоской шкале, что предопределило развитие тенденции финансирования пенсий по минимуму. По закону 1908 г. по всей стране при Советах графств создавались комитеты по выплате пенсий. Уровень охвата (около 500 тыс. получателей) и размер пенсий были недостаточными. В английской литературе отмечается, что основные и дополнительные законодательные ограничения (для постоянно меняющих место работы, ведущих антиобщественный образ жизни, проживающих в местах общественного призрения и т.п.), имели две основные цели.
Во-первых, поощрить работников к собственным усилиям и, возможно, к участию в системе частного страхования;
во-вторых, смягчить недовольство рабочих и их желание участвовать в забастовочной борьбе; не случайно дополнительные ограничения права на пенсию в духе знаменитых «законов о бедных» получили определение «поведенческий тест» («test for good character») .
Изменения в пенсионном законодательстве в 1920–1930-х гг. носили паллиативный характер, не привели к существенному расширению системы и увеличению охвата. В этот период наблюдаются явно недостаточные, не обеспечивавшие прожиточного минимума и являвшиеся причиной социальных бедствий пенсии, неудовлетворительный охват различных категорий трудящихся. Такие проявления усугубились вследствие недостатка средств фонда национального страхования и размера пенсий в годы участия во Второй мировой войне. Правительство и парламент Британии пришли к необходимости изменения системы и принятия нового плана социальной помощи.
В декабре 1942 г. был опубликован доклад комиссии под председательством лорда Бевериджа «Social Insurance and Allied Services». Еще до одобрения положений доклада парламентом по инициативе коалиционного правительства военного времени в соответствии с положениями так называемых «белых книг» были приняты меры по осуществлению выплат.
В 1946 г. в законе «National Insurance Act» английские пенсионеры были обеспечены гарантиями государственной поддержки, помимо помощи матерям и детям, безработным и некоторым другим категориям населения. Все принятые программы должны были действовать по единой схеме и финансироваться по единым стандартам. Общий фонд (National Insurance Fund), включающий планы пенсионных выплат, борьбы с безработицей и с 1948 г. здравоохранения, формировался тремя субъектами – работниками, предпринимателями и правительством из общих доходов (general revenues) в равных долях, по одной трети поступающих средств. Важен консенсус об общенациональном характере социальной политики. Не менее важно, что соответствующие предложения были легитимированы парламентом, приняты в виде парламентских актов и одобрены всеми основными политическими силами. Принятые законы имели не просто чрезвычайный характер, но и обусловливались новыми принципами, названными впервые именно в Британии принципами «государства благосостояния» (Welfare State). По мнению комиссии Бевериджа, принятие общенациональной системы, функционирующей с использованием предварительных вкладов, позволило бы сократить вынужденные расходы на помощь беднейшим слоям населения. Политики имели в виду расходы на социальные цели по программам государственной благотворительности. Эти программы, предназначались для граждан пенсионного возраста, не имевших права на получение пенсии по National Insurance. Такие программы действовали и ранее, находясь под управлением местных властей.
В 1948 г. соответствующие программы в законе 1948 г. Assistance Act были централизованы, а в определенном смысле и национализированы (в отличие от США, где они оставались в ведении местных органов власти), усилиями лейбористского правительства. Действия английского правительства шли в русле кейнсианской теории поощрения покупательского спроса. В свою очередь такой подход подкреплялся опытом социальнопенсионного регулирования 1900–1930-х гг., согласием основных политических сил, в том числе части консерваторов, о создании централизованной системы социальной помощи. Итак, в первой половине ХХ столетия английский законодатель отчетливо подтвердил и обозначил решающую роль государства в формировании пенсионной системы. Английская система имела всеохватывающий и универсальный характер. В отличие от США, где в годы войны проявилась тенденция свертывания законодательной деятельности в социальной сфере (активность там проявляла в основном исполнительная власть), в Великобритании обстановка характеризовалась открытым публичным обсуждением социальных проблем и общественным согласием .
В 1950–1960-х гг. пенсионная система Великобритании подразделяется на базовые государственные пенсии, пенсии по линии государственных программ вспомоществования и негосударственные пенсии. Основной задачей в эти, относительно благополучные (с точки зрения темпов экономического роста, позволявших обеспечивать рост бюджетных расходов) годы была задача повышения уровня пенсий для работников, получавших среднюю и высокую зарплату. С этой целью помимо базовой пенсии, были учреждены пенсии, увязываемые через повышенные отчисления с уровнем заработной платы и в целом названные Дополнительными пенсионными выплатами (Additional Pensions). Широкую известность получил один из вариантов такой пенсии – «пенсии, зависящие от заработной платы и соответствующих отчислений» (State-Earning Pension Related Scheme − SERPS). Схема по закону 1975 г. была введена с 1978 г., и обеспечивала пожилым людям выплаты в интервале между прожиточным минимумом и средней заработной платой. К началу 1980-х гг. пенсионная система Великобритании содержала основополагающий государственный и вторичный, неразвитый негосударственный компоненты. Но основа системы – базовая пенсия, призванная гарантировать пенсионерам прожиточный минимум, и дополнительные пенсии, прежде всего пенсионная схема SERPS. Во взаимодействии и соотношении именно этих компонентов (уровней) скрывалось специфическое для британской системы противоречие. С одной стороны, схема SERPS, была попыткой внедрения и укрепления частноправового элемента в государственной системе. С другой стороны, сохранение базовой пенсионной программы, основанной на уравнительном перераспределении, именно в английской правовой системе не позволяет говорить о праве на пенсию как легитимном праве. Государство до правления М. Тэтчер не уделяло внимания поддержке негосударственного уровня пенсионного обеспечения . Структурные проблемы наряду с известными, характерными для других развитых стран, факторами («старение» населения и дефицит пенсионного фонда) стали причинами пенсионной реформы.


1.2 Государственное пенсионное обеспечение Великобритании на современном этапе

Система государственного пенсионного обеспечения Великобритании — одна из старейших в мире. Первые государственные пенсии здесь начали выплачиваться в 1908 году, когда был принят Закон о пенсии по возрасту.
Основные государственные пенсии выплачиваются всем подданным Великобритании по достижению ими пенсионного возраста. Причем размеры таких пенсий фиксированы и не зависят от стажа или других факторов, и выплачивается за счет доходов от налогообложения. Размер такой пенсии невелик. Поэтому для всех пенсионеров, имеющим определенный трудовой стаж, есть еще альтернатива – это пенсии по выслуге лет, которые зависят от стажа и заработной платы. Но достаточно большую сумму можно получать в виде негосударственной пенсии, размер которой определяет для себя сам работник. Такая пенсия формируется как самим работником, так и его работодателем.
Пенсионный возраст в Великобритании на сегодняшний день составляет 65 лет для мужчин и 60-65 лет для женщин (это зависит от года рождения). Пенсионеры, продолжающие трудиться, имеют право на надбавку к пенсии за каждый проработанный год. Такая надбавка может составлять до 25% заработной платы.
Размеры минимальных пенсий зависят от семейного положения пенсионеров. Для одиноких людей это 147,70 фунтов в неделю, для семейных пар – 217,90 фунтов в неделю. Право на получение государственной пенсии имеет каждый человек, исправно плативший налоги в течение 30 лет.
Особенностью пенсионного обеспечения в Великобритании является обложение ряда пенсий налогами. Пенсии не облагаются налогом, если не превышен порог индивидуальной налоговой льготы .
Современная пенсионная система в Великобритании, как и во многих других развитых странах, многоуровневая. Причем по международным меркам она чрезвычайно сложна, даже в рамках обязательного пенсионного обеспечения предлагается широкий выбор вариантов.
Базовый уровень
Его основным элементом является базовая государственная пенсия (Basic State Pension, BSP). Ее получают мужчины старше 65 лет и женщины старше 60 лет, выплачивавшие необходимое число лет страховые взносы. Если доход работника выше установленной величины, он выплачивает эти взносы и таким образом зара батывает специальный страховой стаж. В зависимости от этого стажа и определяется размер базовой пенсии. Базовая пенсия не может быть выше определенного уровня. Долгое время размер базовой государственной пенсии индексировался в соответствии с ростом цен, что привело к уменьшению ее доли в совокупных пенсионных выплатах.
В рамках базового уровня возможно также получение пенсионного пособия, или минимального гарантированного дохода (Minimum Income Guarantee, MIG), который финансируется из общих налогов. Пособие назначается на основании проверки доходов пенсионера. Если размер получаемых государственных, частных пенсий и размер сбережений ниже определенной величины, то дополнительно назначается пособие в установленном размере.
Это пособие может выплачиваться начиная с 60-летнего возраста. С 2003 года минимальный гарантированный доход трансформируется в пенсионный кредит (Pension Credit, PC). Главной отличительной особенностью пенсионного кредита является то, что выплаты такого пособия начинаются с 65-летнего возраста.
Второй обязательный уровень
Также является распределительным и финансируется за счет взносов работника. В отличие от пенсии, выплачиваемой на базовом уровне, здесь существует прямая связь между размером пенсии и размером уплачиваемых взносов.
По умолчанию (при отсутствии выраженных предпочтений) второй уровень обеспечивается государственной пенсионной программой, предусматривающей выплаты, пропорциональные заработкам. Работник, не желающий участвовать в государственной пенсионной программе, может выйти из нее, однако в этом случае он обязан участвовать в какой-либо схеме дополнительного пенсионного обеспечения.
Государственная пенсионная программа (State Earnings Related Pension Scheme, SERPS) была создана для того, чтобы обеспечить пенсию, привязанную к заработку, тем, кто не участвовал в профессиональных пенсионных системах. Начиная с 2002 года эта пенсионная программа постепенно заменяется программой «вторая государственная пенсия» (State Second Pension, S2P), которая должна обеспечить достойный уровень пенсий для лиц с малым доходом и инвалидов.
Практика показывает, что молодые люди и граждане с высоким доходом охотней переходят из государственной пенсионной системы в дополнительную, тогда как граждане с малым доходом преимущественно остаются в государственной пенсионной программе.
В среднем коэффициент замещения, обеспечиваемый обязательными пенсионными схемами, составляет 47,6%.
Дополнительное пенсионное обеспечение
В Великобритании существует множество различных способов накопления частных пенсий. Наибольшее распространение получили профессиональные пенсионные системы. Работники заключают коллективный договор с работодателем, на основании которого он отчисляет взносы на пенсионное обеспечение и формирует пенсионные выплаты. Большинство профессиональных пенсий используют механизм установленных выплат, т. е. размер выплат соответствует определенной доле последней заработной платы. Но также используются схемы с установленным размером взносов — в них уровень пособий становится известным только при фактическом оформлении пенсии и зависит от размера взносов, инвестиционного дохода, возраста выхода на пенсию и т. д.
Гражданин может также копить пенсию с помощью системы персональных пенсий, действующей на основе индивидуальных пенсионных сберегательных счетов с установленным размером взносов .
Немаловажную роль в системе пенсионного обеспечения Великобритании играют страховые компании, предоставляющие множество услуг по дополнительному пенсионному обеспечению населения, начиная от личного страхования служащих и заканчивая пенсионным обеспечением по профессиональным схемам.
Дополнительное пенсионное обеспечение существенно дифференцирует пенсии: суммарный коэффициент замещения по обязательной и добровольной схемам для самых богатых пенсионеров («верхние» 5%) составляет 87%, а для самых бедных («нижние» 5%) — лишь 21% .

 

Глава 2 Анализ возможных путей реформирования системы пенсионного страхования Великобритании

2.1 Преимущества и недостатки системы пенсионного страхования Великобритании

В настоящее время британское правительство находится в стадии завершения пенсионного реформирования: уже в октябре текущего года жители Великобритании смогут на деле проверить эффективность действия новой системы пенсионного обеспечения — так называемой паевой пенсии. По сути, правительство Великобритании пытается расширить действующую добровольную систему вкладов пенсионных отчислений в ценные бумаги за счет введения паевых схем. Эта схема — прежде всего для тех, чей доход средний или ниже среднего и кто сегодня готов подождать с получением прибыли, осуществляя стратегические вложения в паевые фонды. Пожалуй, Великобританию можно назвать в этом нововведении пионером: редкие страны регламентируют на уровне пенсионного законодательства участие населения в такой схеме коллективных инвестиций, как паевые фонды. Как показывают исследования, наиболее распространенными мотивами людей при принятии решения о выборе того или иного паевого фонда являются желание создать резерв на «черный день» и обеспечить себе безбедную старость. Как правило, те служащие, которые предполагают создать себе основу для достойной старости, выбирают фонд корпоративных акций.
Отметим, что становление паевой схемы началось еще четыре года назад — тогда перед приходом к власти в 1997 году лейбористская партия дала обещание, что в случае своей победы она введет новую схему личного пенсионного обеспечения, так называемые паевые пенсии. Главный принцип этой схемы — дать служащим возможность получать максимально возможную пенсию при относительно невысоких взносах. Система получила одобрение от представителей всех заинтересованных партий, включая предпринимателей и служащих, и в соответствии с принятым решением с октября текущего года практически все работодатели будут обязаны вводить для своих служащих подобное обеспечение, которое, скорее всего, будет действовать до тех пор, пока они не смогут предложить им какое-либо другое альтернативное обеспечение, например, профессиональные пенсии .
В соответствии с новой схемой обязанности предпринимателя состоят в том, чтобы, учитывая пожелания своих служащих, учреждать план по обеспечению, снабдить своих служащих необходимой информацией, установить схему отчисления взносов служащих и порекомендовать им участвовать в предложенной схеме. Финансовое учреждение, предоставляющее пенсионное обеспечение (обычно — банк или страховая компания), является ответственным за обеспечение членов системы и ознакомление их со всеми нюансами и деталями схемы.
Однако работодатель не является ответственным ни за выполнение схемы банком или страховой компанией, ни за результат передачи взносов участников схемы в альтернативные профессиональные пенсионные схемы, а участие в самой схеме служащего является строго добровольным. Система профессионального пенсионного обеспечения регулируется британскими властями, которые обеспечивают финансовую безопасность участников схемы. Пенсионная система, которая будет скоро введена, представляет собой соглашение с ежегодными отчислениями не более 1% от величины частного пенсионного фонда. Однако в случае скромных 1% отчислениях не будет предоставляться и никаких дополнительных услуг: например, если служащий сам не имеет возможности разобраться с условиями и нуждается в совете профессионала, ему придется оплатить эту услугу дополнительно. Выплаты в соответствии с этой схемой будут проходить следующим образом: например, чтобы получать пенсионное обеспечение в размере 60% от заработной платы в течение 20 лет, служащему ежегодно требуется отчислять 10% заработной платы.
До начала действия этого плана остается совсем немного — возможно, уже в этом году мы сможем увидеть, насколько он адекватен сегодняшней жизни и как будет соответствовать требованиям населения. Нам остается лишь роль пассивных наблюдателей за действиями главных игроков британского рынка пенсионного обеспечения: наверное, уже в конце этого года станет ясно, как они будут справляться со своими новыми обязанностями в новых условиях.
Однако схема паевого пенсионного обеспечения, оставаясь добровольной для служащих, в соответствии с постановлением правительства Великобритании уже этой осенью будет обязательной для большинства работодателей. Так, с 9 октября все руководители, чей штат служащих на данный момент будет состоять из пяти или более человек, будут обязаны ввести паевую пенсионную систему. Для тех предпринимателей, кто по каким-либо причинам не введет паевые схемы, правительство предусматривает штрафные санкции: компании придется заплатить 50 тыс. фунтов. В соответствии с постановлением схема паевого пенсионного обеспечения охватит всех тех служащих, чей доход составляет от 9 тыс. до 20 тыс. фунтов (однако, возможно, в схеме будут участвовать и те служащие, чей доход составляет менее 9 тыс. фунтов), а также тех работников, чьи компании до сих пор не предоставляют им профессиональное пенсионное обеспечение. В том случае, если до 9 октября штат фирмы состоит из четырех человек, а позже работодатель расширяет штат служащих и нанимает пятого работника, компания все равно обязана в течение трех месяцев установить для своего штата паевую пенсионную схему.
По мнению Федерации предпринимателей малого бизнеса (FSB), в целом нововведение негативно скажется на деятельности компаний малого бизнеса. Например, помимо того, что руководители таких компаний будут постоянно сталкиваться с проблемами управления паями, также резко возрастет количество судебных исков работников против своих руководителей. Это будет относиться к случаям, когда те программы пенсионного обеспечения, которые предложат работодатели своим служащим, не оправдают ожиданий некоторых излишне требовательных работников. Поэтому неудивительно, что, как считают многие члены FSB, введение обязательного паевого пенсионного обеспечения может привести к нездоровой внутренней обстановке на фирме .
Однако введение новой пенсионной системы и не может сразу же принести желаемые результаты: очевидно, что до того времени, когда служащие смогут получать необходимое для безбедного существования пенсионное обеспечения, должно пройти какое-то время. Например, в соответствии с результатами одного из исследований, проведенного поставщиком консультационных услуг по управлению и информационным технологиям Cap Gemini Ernst&Young, компании, отвечающие за паевое пенсионное обеспечение, не смогут гарантировать получение пенсий необходимого уровня вплоть до 2020 года. Поэтому становится очевидным, что паевые пенсии в ближайшее время просто не смогут конкурировать с другими популярными на сегодняшний момент продуктами по пенсионному обеспечению, такими, как страхование жизни или пенсионное страхование.
Тем не менее правительство утверждает, что введение паевых пенсий — необходимый шаг в реформировании всей пенсионной системы. Ведь основная цель введения такого обеспечения — предоставить возможность служащим тех компаний, которые по каким-либо причинам не обеспечивают своих работников профессиональными пенсиями, получать после выхода на пенсию приличные деньги. Тем более что сама паевая схема характеризуется как высокой надежностью (это весьма существенный фактор, который, возможно, позволит в скором времени паевым пенсиям конкурировать со страхованием жизни и с пенсионным страхованием), так и достаточной гибкостью, предоставляя сегодняшним служащим намного больше шансов на безбедную старость.
Второй уровень государственных пенсий, так называемых государственных пенсий по выслуге лет, в денежном смысле намного превосходит базовый. Но эта схема и рассчитываемый по ней коэффициент выплаты пенсии, в отличие от базовой государственной, уже зависит и от стажа, и от размера заработной платы. Таким образом, чем больше стаж служащего, тем больше его пенсионное обеспечение. Однако наибольшей популярностью среди населения пользуется третий уровень, представляющий собой негосударственную пенсионную схему. Именно эта схема, в отличие от государственной, позволяет служащим получать довольно большую пенсию, размер которой регулирует сам служащий. Правда, уже целиком и полностью из своего кармана. Несмотря на то, что по этой схеме работающие платят достаточно высокие взносы, личное пенсионное обеспечение постепенно вытесняет государственное: на сегодняшний момент порядка 70% от всего объема выплачиваемых в Великобритании пенсий приходится именно на негосударственные выплаты. Снижение доли государственных пенсий в общем объеме пенсионных денег понятно: несмотря на то, что правительство страны регулярно индексирует пенсии (правда, делается это, не как в России, по доброй воле властей, а лишь в случае, если макроэкономические показатели развития страны изменились в ту или иную сторону от того уровня, по которому индексировались пенсии в предыдущем году), ценовая инфляция делает свое дело, и нынче государственная пенсия не только теряет свои позиции в общем объеме выплачиваемых пенсионерам всеми институтами денег, но и постепенно теряет в весе даже в сравнении со средним уровнем зарплат в стране. Именно поэтому негосударственное пенсионное обеспечение набирает все большие обороты в Великобритании, даже несмотря на то, что для тех пенсионеров, которые участвуют в схеме негосударственного пенсионного обеспечения, существуют ограничения по выплате государственной пенсии: государственная пенсия по выслуге лет им уже не предоставляется . Таким образом, каждый британец может выбрать для себя одну, наиболее подходящую для него схему пенсионного обеспечения. Интересно, что фактически в Великобритании получается двухуровневая система пенсионного обеспечения (если смотреть со стороны пенсионера). Ты либо получаешь деньги по выслуге лет заодно с базовой пенсией, либо копишь себе на старость с помощью негосударственных схем, рассчитывая при этом на государство лишь в части базовой пенсии. Как правило, третий уровень представляет собой так называемые профессиональные пенсии по выслуге лет, которые предоставляются работодателем для своих служащих. Обычно правительство поощряет работодателей к введению профессиональных пенсионных схем, в частности, предоставляя тем компаниям, где действуют такие схемы, различные налоговые льготы. При этом пенсионные взносы по негосударственной схеме могут выплачиваться как работодателем, так и работниками.


2.2 Возможные пути реформирования системы пенсионного страхования Великобритании

В 1995 году в Великобритании принят новый закон о пенсионном обеспечении, в соответствии с которым предусмотрено постепенное повышение возраста выхода на пенсию для женщин: за период с 2010 по 2020 годы этот возраст возрастет (постепенно) с 60 до 65 лет и станет равен возрасту выхода на пенсию для мужчин. Будет уменьшена верхняя граница страховой профессиональной пенсии с 25% до 20% от средней заработной платы застрахованного за весь период его трудовой деятельности. Упрощена процедура перехода застрахованных из одного в другой пенсионный режим и при этом усилен надзор со стороны государства за деятельность частных страховщиков. Добровольные профессиональные пенсионные системы охватывают 50% занятой рабочей силы, а уровень коэффициента замещения составляет 50-65% последней заработной платы, при наличии 40 лет страхового стажа.
Современный мировой опыт свидетельствует о том, что за рубежом успешно функционируют различные модели пенсионных систем. Пенсионные системы большинства стран включают в себя различные институты социальной защиты. Между собой эти системы различаются тем, какой из этих институтов доминирует.
Последняя пенсионная реформа в Великобритании была проведена в 1995 году. Было введено комплексное пенсионное законодательство, регулирующее выплаты при раннем уходе на пенсию, перевод средств пенсионных накоплений, раскрытие информации, заключение контрактов и стандарты финансирования. Структура пенсионного обеспечения Великобритании включает в себя три уровня:
Государственный пенсионный возраст в настоящее время составляет 65 лет для мужчин и 60 для женщин, но к 6 апреля 2020 г. пенсионный возраст для всех будет составлять 65 лет.
первый уровень — государственная пенсия по старости (Basic State Pension).
второй уровень — государственная пенсия за выслугу лет State Earnings Related Pension Scheme (SERPS).
третий уровень — негосударственная пожизненная пенсия (Occupation Pension Scheme).
Уплата взносов в систему Национального страхования в полном объеме дает право работникам на «дополнительную» государственную пенсию из SERPS. Пенсия за выслугу лет предоставляется наемным работникам и зависит от стажа и размера заработной платы. Декларируемая цель программы SERPS — увеличение средней пенсии до 20% от уровня средней заработной платы. В данной системе участвуют приблизительно 8 млн. человек. Эта пенсия накапливается в зависимости от разности между максимальной и минимальной зарплатой, по ставке, зависящей от достижения общеустановленного пенсионного возраста. Индексация «дополнительной» государственной пенсии, также производится в соответствии с индексом роста потребительских цен.
Договоры с SERPS подразумевают создание как корпоративных, так и индивидуальных пенсионных планов. В этом случае взносы работника или работодателя в систему Национального страхования либо уменьшаются, либо перераспределяются. Применяются пенсионные схемы как с установленными взносами, так и с установленными выплатами.
Таблица 1. Ставки страховых взносов для финансирования индивидуальной накопительной пенсии в Великобритании
Возраст застрахованных лиц (лет) % от пенсионных выплат
35 и менее 17,5
36-45 20
46-50 25
51-55 30
56-60 35
61 и более 40

Особенностью негосударственного пенсионного обеспечения в Великобритании является стимулирование государством работодателей, при создании корпоративных пенсионных схем путем предоставления налоговых льгот. Негосударственные пенсии позволяют работнику получать в старости до 70% от своей последней заработной платы. Работник, получающий такую пенсию, теряет право на государственную пенсию второго уровня. Корпоративные пенсионные планы довольно развиты в Великобритании, и в настоящее время охватывают около половины работающих. Общий объем взносов составляет около 10 млрд. фунтов стерлингов в год. Право на дополнительную пенсию по старости общие для мужчин и женщин (обычно 60-65 лет). Также Правительством поощряется обеспечение пенсий средствами индивидуальных пенсионных планов, как альтернативных корпоративным (таблица 1).
Освобождение от уплаты налогов в сфере негосударственного пенсионного обеспечения, включая и получаемый инвестиционный доход, было осуществлено в 1989 г. Негосударственная пенсия облагается налогом как обычный доход, за исключением суммы единовременной выплаты, которая может составлять 1,5 последней зарплаты.
Как уже упоминалось, государственная пенсия выплачивается всем жителям Великобритании по достижении ими пенсионного возраста. По сути, такая пенсия является некой минимальной суммой, на которую может рассчитывать каждый британский подданный. Финансируется институт базовых пенсий за счет взносов населения, работодателей и за счет бюджетных средств. При этом государственный бюджет покрывает около трети всех затрат на базовые пенсии .
В настоящий момент система государственного пенсионного обеспечения по выслуге лет находится в стадии реорганизации. Новая схема будет отражать основную цель правительства Великобритании — обеспечение безбедной старости низкооплачиваемым служащим, тем, которые на настоящий момент зарабатывают менее 9,5 тыс. фунтов в год. Как правило, эта категория населения не может участвовать ни в какой другой схеме пенсионного обеспечения, и, по сути, их единственным доходом в старости будет лишь государственные выплаты. В первое время новая схема второго уровня государственного пенсионного обеспечения будет оставаться связанной с размером заработной платы служащего. В конечном же счете, возможно, уже к 2016 — 2017 годам пенсия будет индексироваться, и для тех служащих, кто регулярно делал соответствующие отчисления в пенсионные фонды, ее размер возрастет. Поэтому, в отличие от базового государственного пенсионного обеспечения, размер государственной пенсии по выслуге лет будет увеличиваться одновременно с ростом заработной платы .
Политика сдерживания роста размеров государственных пенсий актуальна практически во всех европейских странах. Тем более интересно, что правительство Великобритании в действительности увеличивает пенсионное обеспечение для большей части работающего населения (хотя базовая государственная пенсия остается очень низкой), причем происходит это за счет высокооплачиваемых служащих, отчисляющих в пенсионные фонды более высокие взносы, нежели их менее оплачиваемые коллеги.


Заключение

Система пенсионного обеспечения Великобритании считается одной из самых сбалансированных в мире. Великобритания – одно из государств, на которые практически не повлиял кризис пенсионных систем в Западной Европе. Правительством этой страны уже давно была введена система индивидуального пенсионного обеспечения, после чего началось постепенное пошаговое сокращение государственного пенсионного обеспечения. Несмотря на это, реформа пенсионного обеспечения является одним из самых важных направлений современной социальной политики государства.
В Великобритании пенсионная система, как и в большинстве развитых стран, является трехуровневой. Разделяется на:
— основная государственная пенсия,
— пенсия от государства по выслуге лет,
— негосударственная индивидуальная пенсия.
Система пенсионного обеспечения в Великобритании по праву считается одной из самых совершенных в мире. Фактически Великобритания — одна из немногих стран, на которую почти не повлиял кризис пенсионных систем в Европе. Это и неудивительно: британское правительство в числе первых ввело в стране систему личного пенсионного обеспечения и начало постепенное сокращение государственных пенсий. Тем не менее правительство страны ни на минуту не оставляет без внимания пенсионную тематику: в настоящее время в Великобритании, как, впрочем, и во многих других странах мира, пенсионное реформирование является одним из важнейших политических шагов в области социальной политики.
Пенсионная система в Великобритании, как и во многих других развитых странах, трехуровневая и подразделяется на базовые государственные пенсии, государственные пенсии по выслуге лет и негосударственные пенсии. Первый уровень, являющийся базовым, являет собой пенсии, выплачиваемые и гарантированные государством. Интересно, что впервые государственные пенсии в Великобритании начали выплачивать в далеком 1908 году, в то время, когда во многих даже очень развитых странах вопрос пенсионного обеспечения населения даже не стоял на повестке дня. Базовые пенсии получают все без исключения британцы по достижении ими пенсионного возраста (под пенсионным в Великобритании подразумевается 60-летний для женщин и 65-летний возраст для мужчин), размер такой пенсии — фиксированный и не зависит ни от стажа работы пенсионера, ни от его трудовых успехов и получаемой в течение трудового периода его жизни зарплаты. Как правило, для безбедного существования пенсионера базовых государственных выплат недостаточно — установленный государством размер пенсии минимальный: около 3 тыс. фунтов в год для одинокого человека и около 5 тыс. фунтов для семейной пары. По меркам Великобритании это совсем небольшие деньги даже для пенсионеров.


Список литературы

1. Великобритания: эпоха реформ / Под ред. А.А. Громыко. – М.: Издательство «Весь Мир», 2012. – 536 с.
2. Гайдар Е.Т. История пенсий: Становление и кризис системы социальной защиты в современном мире.13.07.2014 г. –Вестник Европы № 10.-С.12-18, 27.
3. Гонтмахер Е. Пенсионные системы: мировой и российский опыт // Общество и экономика. 2012. №9. С.64.
4. Демократия в меняющемся мире. – Н. Новгород: Издательство Волго-Вятского кадрового центра, 2005. – 150 с.
5. Ерошенков С.Г. Мировой опыт пенсионных реформ: Проблемы реформирования.//Интернет ресурс- 2013 . –http://www.net.ru
6. Коданева С.И. Британская конституционная реформа: Региональный аспект. Аналитический обзор / РАН. ИНИОН. Центр социал. науч.-информ. исслед. Отд. правоведения. – М., 2005. – 112 с.
7. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов. – М.: Норма, 2005.
8. Мировой опыт реформирования пенсионных систем: концептуальные подходы и практические действия. — М., 2009. — С. 10.
9. Мэннинг Н. Реформа государственного управления: международный опыт. – М.: Издательство «Весь мир», 2003. – 496 с.
10. Пронкин С.В., Петрунина О.Е. Государственное управление зарубежных стран: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 416 с.
11. Сорокина Е.Г. Зарубежный опыт моделирования пенсионной системы //В мире прав. — 2014. — № 4. – С.8-10.
12. Социальное обеспечение: вопросы, задачи и перспективы. — Женева: МБТ, 2001. — C. 53.
13. Шатохин И.Г. Пенсионные системы в России и за рубежом. — Ярославль, 2013.
14. Clark T., Emmerson C. The Tax and Benefit System and the Decision to Invest in a Stakeholder Pension. London. Institute for Fiscal Studies Briefing, 2013. Note 28.
15. Comparing Welfare State / Ed. By A. Cochrane, J. Clarke and Sh. Gewirtz. London: Sage, 2001.
16. Comparing Welfare State / Ed. By A. Cochrane, J. Clarke and Sh. Gewirtz. London: Sage, 2001.
17. http://pensia-expert.ru/materialy/pensionnoe-obespechenie-v-raznyx-stranax-mira/
18. Investfunds // http://npf.investfunds.ru/indicators/index.phtml?type=5
19. Pensions in the United Kingdom. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Pension_provision_in_the_United_Kingdom
20. Social law and Policy. In an Evjlving Europian Union / Ed. by J. Shaw. Portland, Oregon: Hurt Publishing, 2013.

 

Приложение
Сумма пенсий и пенсионного возраста в других странах
Страна Сумма пенсий ($ в мес.) Пенсионный возраст (лет)
Дания 2800 муж. — 67
жен. – 67
Норвегия 1542 муж. — 67
жен. – 67
Испания 1190 муж. — 65
жен. – 65
Швейцария 874 муж. — 65
жен. — 65
Швеция 833 муж. — 65
жен. — 65
Канада 667 муж. — 65
жен. — 65
Италия 583 муж. — 67
жен. — 65
Венгрия 400 муж. – 62
жен. — 62
Польша 380 муж. — 65
жен. — 60
Литва 298 муж. – 62,5
жен. – 58,5


Список стран с низким пенсионным обеспечением

Страна Сумма пенсий ($ в мес.) Пенсионный возраст (лет)
Украина 142 муж. — 60
жен. – 55
Аргентина 96 муж. — 65
жен. – 60
Молдова 80 муж. — 62
жен. – 57
Узбекистан 55 муж. — 60
жен. — 55
Грузия 40 муж. — 65
жен. — 60

Написание учебных работ

Работы, написанные нашими специалистами — уникальны, так как они выполнена по индивидуальным требованиям клиента, а поэтому не имеют каких-то аналогов в сети Интернет. При этом, все недочеты или исправления вносятся в работу бесплатно на основании рецензии преподавателя.

Все работы обязательно проходят проверку в специализированной системе «Антиплагиат», она дает возможность обнаружить в документе присутствие заимствований из доступных в сети Интернет источников.

Оценка стоимости работы — БЕСПЛАТНО. Решить проблемы с учебой.

Государственное (национальное) обязательное пенсионное обеспечение, дополнительные пенсионные схемы, чаще представленные пенсионным страхованием…

Убедитесь в результате

Введите email, WA, Telegram и получите стоимость работы

Убедитесь в результате

Введите email, WA, Telegram и получите стоимость работы

Скидка 15% на первый заказ

Введите email, WA, Telegram и получите скидку