Влияние неблагополучной семьи на становление личности ребенка
Вид работыСрок выполненияСтоимость (в руб.)
Дипломная работаот 15 днейот 8000 руб.
Курсовая работаот 7 днейот 1500 руб.
Рефератот 3 днейот 700 руб.
Контрольная работаот 3 днейот 100 руб.
Семестровая работаот 3 днейот 1500 руб.
Отчет по практикеот 5 днейот 1900 руб.
Онлайн помощь во время экзамена1 деньот 1000 руб.
Билеты к экзаменуот 3 днейот 120 руб.
Перевод2 дняот 320 руб.
Эссе2-3 дняот 200 руб.
Презентация2 дняот 100 руб.

Влияние неблагополучной семьи на становление личности ребенка

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ 7
1.1 Понятие «неблагополучная семья», типология «неблагополучных семей» 7
1.2 Уровень развития личности и проблемы детей дошкольного возраста из неблагополучных семей 12
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 17
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА 18
2.1 Диагностика уровня влияния неблагополучной семьи на становление личности ребёнка 18
2.2 Психокоррекционная работа по развитию личности дошкольников из неблагополучных семей 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 53


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования заключается в том, что в настоящее время неблагополучная семья является предметом изучения большого количества исследователей. Современная семья пребывает в состоянии кризиса, который выражается в виде таких процессов как: снижение жизненного уровня и здоровья; резкое повышение числа разводов супругов; бытовая преступность и рост конфликтов в семье; упадок рождаемости; уменьшение ее педагогического потенциала и возможности развития гармоничной полноценной личности будущего члена общества.
Снижение внимания государства и общества к проблемам воспитания нового поколения привело к чрезвычайно неблагоприятным социальным последствиям, среди которых: рост подростковой наркомании, ранее материнство и внебрачные дети, криминализация и преступность несовершеннолетних, насилие над детьми в семье, социальное сиротство, и все это как следствие неблагополучия в семье. Социальные кризисные процессы, происходящие в современном обществе, отрицательно влияют на психологию людей, порождают тревожность и напряженность, озлобленность, жесткость и насилие. К сожалению, в настоящее время отмечается рост отклоняющегося поведения среди лиц различных социальных и демографических групп, и в этой связи необходимо отметить тот факт, что эти процессы не обошли стороной и семью.
Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может «возродить» общество, как это способна сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
Неблагополучная семья характеризуется как семья с низким социальным статусом в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно, не справляющаяся с возложенными на нее функциями, её адаптивные способности существенно снижены, процесс семейного воспитания ребенка протекает с большими трудностями, медленно, малорезультативно.
Длительное проживание ребенка в семье, где царит отчуждение и насилие, приводит к снижению у ребенка эмпатии – способности понимать других и сочувствовать им. Это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны. Воздействие неблагоприятных, а часто нечеловеческих условий жизни детей в семьях с достаточно длительное время вызывает негативные, психические, физические изменения в организме ребенка, приводящие к тяжелейшим последствиям. У детей возникают значительные отклонения, как в поведении, так и в личностном развитии. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, воровство, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрат интереса к знаниям, вредные привычки. Социально-педагогическая деятельность с детьми должна строиться по принципу оказания помощи и поддержки в трудной жизненной ситуации. Она всегда предполагает направление – оказание помощи ребенку и изменение отношений в семье. В сложившихся условиях требуется формирование эффективной комплексной межведомственной системы взаимодействия по государственной поддержке семьи, включающей в себя диагностические, профилактические, социально-реабилитационные, а также социально-педагогические мероприятия, создание оптимальной среды для жизнедеятельности семьи и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, организации работы с неблагополучными семьями. Необходимо подчеркнуть, что система служб, занимающихся профилактикой неблагополучия в семье, только формируется. Необходима четкая система органов, обеспечивающих на всех уровнях координацию работы по социальной реабилитации семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.
Объектом исследования выступает процесс формирования личности ребенка из неблагополучной семьи.
Предметом исследования является психокоррекционная работа по становлению личности ребенка из неблагополучной семьи.
Цель работы – рассмотреть влияние неблагополучной семьи на становление личности ребёнка.
Цель работы обусловила такие задачи:
— рассмотрение понятия «неблагополучная семья», типология «неблагополучных семей»;
— изучить условия развития личности дошкольника из неблагополучной семьи;
— провести диагностическую работу по развитию личности дошкольника из неблагополучной семьи;
— предложить психокоррекционную систему занятий для детей из неблагополучных семей.
Гипотеза исследования: использование психокоррекционной работы в виде игры способствует благополучному развитию личности дошкольника их неблагополучной семьи.
Теоретическая значимость курсовой работы лежит в необходимости и раскрытии педагогических возможностей формирования и становления личности ребенка из неблагополучной семьи.
Практическая значимость работы состоит в разработке рекомендаций в помощь воспитателю и психологу, работающему в ДОУ, с семьей и в реабилитационных центрах, которая направлена на формирование личности дошкольника.
База проводимого исследования: ДОУ №54 города Москвы «Солнышко».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, приложений.


ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

1.1 Понятие «неблагополучная семья», типология «неблагополучных семей»

Понятие «неблагополучная семья» в современной психолого-педагогической и социологической литературе не имеет четкого определения. Синонимами данного понятия чаще являются такие: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семьи группы риска, негармоничная семья и др. Поэтому проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: педагогической, правовой, социальной, психологической, материальной, медицинской и др. Социальная неустроенность почти всегда приводит к психологическому напряжению, что, собственно, порождает семейные инциденты; материальная ограниченность не разрешает удовлетворять насущные потребности, негативно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей.
Т. И. Шульга дает такое определение «неблагополучной семьи» : «это семья, в которой ребенок претерпевает неблагополучие (от слова «благо»), где отсутствует благо для ребенка… Главной характеристикой неблагополучной семьи считается отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, удовлетворения его нужд, защиты его прав и законных интересов» [36, с. 12].
В иных определениях отмечается, что в неблагополучных семьях нередко содержатся в качестве основной проблемной ситуации рассогласованность позитивно или негативно влияющих факторов развития ребенка. Или, что неблагополучная семья – это не только та семья, материальная жизнь которой ненормальная, но и семья, которая однажды потеряла веру в перспективы улучшения своей жизни в лучшую сторону. А отсутствие веры в собственные силы и в помощь со стороны общества и педагогических коллективов формируют соответствующий образ жизни и деятельности, который усваивают и дети.
А. В. Закрепина заключает, что понятие «семейное неблагополучие» охватывает многие отрицательные характеристики семьи, дефекты ее структурного, количественного или половозрелого состава, отношения внутри семьи, взаимоотношения членов семьи с внешними социальными институтами – школой, институтом, производством, рекреационными и другими учреждениями [15, с. 19].
Можно привести и другие определения неблагополучной семьи и ее характеристик. Все они, так или иначе, определяют такую семью, как утратившую базовые ценности. Обращает внимание и то, что указывается на существование довольно значительного количества причин, от которых зависит функциональная несостоятельность семьи, а также разные подходы к классификации таких семей. Л. С. Алексеева выделяет следующие типы неблагополучных семей: неблагополучные семьи с частым возникновением конфликтных ситуаций и одинаково низкой общественной направленностью супругов; неблагополучные семьи с частым возникновением конфликтов и разной общественной направленностью супругов (низкой и высокой); неблагополучные семьи с эпизодическим возникновением конфликтов и одинаково низкой направленностью супругов; неблагополучные семьи с эпизодическим возникновением конфликтов и разной общественной направленностью супругов [2, с. 52].
Важным признаком неблагополучия семьи ученые считают содержание переживаний ребенка. На этой основе предлагается следующая типология неблагополучных семей: семья с неблагополучной эмоциональной атмосферой, где отношения между детьми и родителями безразличные или конфликтные, когда стремления ребенка активно подавляются авторитарными воздействиями; семья, где нет эмоционального контакта между родителями и детьми при сохранении внешнего рисунка правильных отношений, когда безразличие взрослых к потребностям ребенка принуждают его искать эмоционально значимые отношения вне семьи; семья с нездоровой нравственной атмосферой, где ребенку активно прививают социально нежелательные качества, вынуждают к соучастию в аморальном образе жизни.
Работа с детьми в подобных семьях требует от воспитателей специальных знаний и огромного опыта, чего, к сожалению, часто не бывает. Заслуживает внимания подход, где в качестве одного их оснований для классификации неблагополучных семей выделяется степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи:
1) семьи проблемные, функционирование которых нарушено из-за педагогической несостоятельности родителей;
2) семьи кризисные, переживающие внешний или внутренний кризис (изменение состава семьи, взросление детей, развод, болезнь, смерть кого-либо из членов семьи, утрата работы, жилья, документов, средств к существованию и т. д.);
3) семьи асоциальные, для которых характерен алкоголизм, пренебрежение нуждами детей;
4) семьи аморальные, совершенно утратившие семейные ценности, характеризующиеся алкоголизмом, наркоманией, жестоким обращение с детьми, не занимающиеся воспитанием и обучением детей, не обеспечивающие необходимых безопасных условий жизни;
5) семьи антисоциальные, в которых наблюдается высшая степень семейной дисфункции[16, с.97].
Oни характеризуются противоправным, антиобщественным поведением, несоблюдением моральных, нравственных норм в отношении наименее защищенных членов семьи, нарушением экономических прав ближних [3, с. 32].
Данный подход описывает неблагополучные семьи, в которых, при отсутствии фактора контроля со стороны власти, социальных организаций и педагогов, вероятны самые отрицательные последствия в жизни детей. Необходима кропотливая совместная работа всех перечисленных организаций. В противном случае ожидать позитивных изменений вряд ли возможно. Важен результат. Заметим в этой связи, что учеными сделан актуальный вывод о том, что по признаку «результаты воспитания детей», можно выделить следующие типы неблагополучных семей: однодетная семья, где растет балoванный ребенок или же несамостоятельный с гипертрофированными потребностями или несамостоятельный, безынициативный, закомплексованный от большого количества любви родителей человек.
Многодетная семья, которая может создать не только дружных коллективистов, но и педагогически запущенных детей, имеющих многочисленные формы отклоняющегося поведения, если родители заняты постоянным добыванием денег, a жизнь и воспитание детей не организованы, пущены на самотек. Семья с низким материальным достатком, вследствие чего дети лишены возможностей удовлетворения материальных и духовных потребностей, их эксплуатируют, вовлекая в непосильный труд или растлевая сексуально, стимулируя безнравственную и противоправную деятельность, приносящую доход в семью. Неполная семья, где дети не получают адекватного представления о половых и супружеских ролях и из-за недостатка материнского или отцовского влияния. Семья с повышенной степенью конфликтности между своими членами, порождающая комплекс неполноценности, и повышенную тревожность ребенка, провоцирует его побег из дома.
Семья с безнадзорными детьми, где в перспективе относительного материального благополучия наблюдается абсолютное отсутствие воспитательных мер, следствием чего дети «находят себя» вне дома и школы – нередко в социальных и антисоциальных компаниях сверстников. Семья с жестоким обращением с детьми, вызванным различными трудностями, безработицей, отклонениями в психике родителей, чрезмерно завышенными требованиями к детям, депрессией родителей, которые в свою очередь закономерно порождает и жестокость детей, их неуживчивость со сверстниками и педагогами. Наличие подобных семей требует от практических работников учета этих особенностей в своей педагого-психологической деятельности[9, с.59].
Для многих исследований достаточным основанием отнесения семьи к неблагополучной считается тот или иной тип воспитывающего воздействия, который предполагает какой-либо вид родительского контроля: автократический, авторитарный, демократически-попустительный (анархический), разрушительный, безудержный, пренебрегающий.
Е. В. Губанихина считает, что, ребенок из неблагополучной семьи обнаруживает себя внешним видом, одеждой, манерой разговаривать, комплектом нецензурных выражений, неуравновешенностью психики, что собственно выражается в неадекватных реакциях, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к любому виду обучения и воспитания и т. д.
Поведение ребенка и его внешний облик не только говорят о его серьезных проблемах, но и «кричат» о помощи. Но вместо ожидаемой помощи окружение ребенка нередко откликается на него отторжением, разрывом отношений, подавлением или угнетением его. Ребенок сталкивается с непониманием окружающих, неприятием и в итоге оказывается в еще большей изоляции [4, с. 25]. Дети родителей, которые злоупотребляют алкоголем, имeют постоянныe трудности не только с поведением и учебой, но и еще зачастую пребывают в состоянии страха и горя, подвержены депрессиям, могут вести себя неадекватно, имeют невероятно заниженную или завышенную самооценку, нарушения сна и ночные ужасы, энурез и др.
Следовательно, дети из неблагополучных семей, которые вследствие различных обстоятельств оказались без активного педагогического воздействия – родительского и школьного, приобретают такие качества, которые их характеризуют с неблагоприятной, асоциальной стороны. Они отличаются неприятием социальных общепризнанных норм морали, отрицательным отношением к учебной деятельности, полным нежеланием подчиняться родителям, учителям, взрослым. Нарушения, которые развиваются после пережитой психологической травмы, затрагивают все уровни человеческого функционирования (личностный, межличностный, социальный, физиологический, психологический, соматический и т. д.), приводят к устойчивым личностным изменениям в худшую сторону.

1.2 Уровень развития личности и проблемы детей дошкольного возраста из неблагополучных семей

Различные проблемы детства и родительства остаются актуальными на протяжении многих десятилетий и приобретают особую значимость в настоящее время. Семья, и в частности родители, играют весомую роль в психологическом развитии личности ребенка. Семейное неблагополучие – комплекс причин различного характера, связанных с нарушением выполнения воспитательной функции семьи, вызывающих изменения личности ребенка и приводящих к девиантному поведению [12, с.112].
Очень часто между родителями и ребенком наблюдается эмоциональное отторжение. Непоследовательность и противоречивость воспитания, которая характеризуется разрывом между требованиями к ребенку и контролем над ним, несогласованностью педагогических действий родителей, бабушек дезориентирует ребенка. Непонимание закономерностей и своеобразие личностного развития детей, и несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей также усугубляют психологическое состояние ребенка. Родительская негибкость в отношениях с детьми, которая выражается в недостаточном учете жизненной ситуации, в запрограммированности требований, в отсутствии альтернатив в решениях проблем. А также, навязывание ребенку собственного мнения, в резкой смене отношения к нему (недостаток заботы сменяется ее избытком или наоборот излишеством) нередкая ошибка, которая встречается у родителей в воспитании детей. Девиантное (неблагополучное) родительство влечет за собой три вида последствий: социальные, психические и физические.
Социальные последствия включают в себя главным образом: социальное сиротство, большое количество детей оставшихся без попечения родителей, при наличии физической способности нести ответственность за своего ребенка; трудности социализации, возникают сложности в получении образования и дальнейшего трудоустройства, родители не способны обеспечить полноценную заботу своему ребенку без помощи третьих лиц; увеличивается риск возникновения безнадзорности и преступности подростков в семьях с проявлениями девиантного родительства[22, с.112].
Психологические последствия включают в себя: стресс как сильное эмоциональное потрясение; нежелание принимать меры по профилактике психологического здоровья самих родителей, что сказывается на взаимоотношениях с ребенком; повтор «жизненного сценария», повторение неблагополучного семейного опыта в собственной родительской семье. Физические последствия включают в себя: травматизацию и инвалидность, в случаях избиения детей, алкоголизации и наркотизации родителей; различного рода соматические заболевания.
Последствия девиантного родительства отражаются во всех сферах жизнедеятельности и функционирования семьи. Основные сложности, возникающие у детей в неблагополучных семьях это проблемы взаимоотношений с родителями. Причем сложность увеличивается еще и потому, что родители часто не понимают, что с детьми подросткового возраста общение должно строиться по-другому, нежели с детьми более ранних возрастных периодов развития. Не всегда родители понимают, как выстраивать гармоничные взаимоотношения, строящиеся на любви и безусловном принятии их детей и что нужно запрещать, а что следует разрешать. Все это может создать весьма непростую ситуацию. Давно известно, что в проявлении эмоциональных и поведенческих расстройств или других психологических проблем задействован ряд неблагоприятных событий детства, своего прошлого. Внутрисемейные конфликты, отсутствие любви, привязанностей, присутствие прошлого опыта ребенка, смерть одного из родителей, воспитание детского дома, вторичное сиротство, родительская жестокость, или просто непоследовательность в системе наказаний [17, с.87].
Одной из особенностей неблагополучных семей выступает стереотипный способ мышления, при котором дети выражают свое отношение к окружающему миру, отражают качество полученного опыта, который состоит из нескольких факторов: ощущение, что «враждебный мир воздействует на меня, а я только пассивный человек воздействия»; либо/или опыт агрессии без умения настроить нюансы аффективного переживания; и сопровождающий этот недостаток гибкости в крайне узком круге вербальных реакций; сопутствующая неспособность сосредоточиться на событиях изменяющейся жизни таким образом, чтобы впоследствии адаптироваться и перестроиться и преодолеть личностные переживания. Этот кластер черт отражает способы переживания мира внутри семьи и дома, т.к. основное обучение происходит здесь, в микросистеме семье. Впечатляют определенные качества физической и социальной среды детей и шаблоны реакций, которые у них воспитали. Еще одна существенная черта семейной и домашней атмосферы – ее непостоянство и непредсказуемость, что также затрудняет самоопределение, самоактуализацию растущего ребенка по отношению к окружающему миру. Дома ребенок встречается с миром преходящих предметов и событий, с поведенческими реакциями членов семьи. Например, кровать, в которой обычно спит ребенок, может быть отдана другому ребенку, или временному визитеру, в то время как эти дети будут ютиться на другой кровати. География дома и его устройство (расположение) препятствуют развитию чувства «У меня есть место в семье и вообще в мире». В семье отсутствуют внутрисемейные правила, режим дня, у всех членов семьи, приемы пищи не имеют строго определенного времени, порядка и места. Такие дети не имеют опыта положительных межличностных взаимоотношений, так как их контакты в социуме (детские сады, общеобразовательные школы, досуговые учреждения) нерегулярны и непостоянны [20, с.65].
В плане социализации ребенка эти семьи можно охарактеризовать двумя основными факторами: реакции родителей на поведение детей относительно случайны (редки) и тем самым недостаточны для того, чтобы передавать правила для интериоризации; родительский акцент на контроль и запреты, а не на поддержку и руководств. В этих семьях можно увидеть образцы родительских реакций, схожих с дорожными знаками: они дают инструкции «не делай этого» в конкретный момент, но не предписывают ничего на будущее. Непредсказуемость контролирующих родительских сигналов препятствует развитию и пониманию правил, и ребенок не может определить, что именно в его поведении неприемлемо. В результате он учится определять границы «допустимого», реагируя в основном на настроение родителей. Он научается, что запреты «не делай» связаны с болью или властью матери, других властных фигур. Например: «Не делай так, потому что я сказала» или «Не делай этого, т.к. ты меня нервируешь», или «Не делай этого, а то получишь». При отсутствии норм, регулирующих поведение, и переживании контроля дети нуждаются в постоянном участии родителей в организации их межличностных взаимодействий. Взаимодействия всех членов семьи неэффективны, они усиливают негативные ситуации (конфликты), когда истощенная мать не выработала единой линии реагирования на действия ребенка. В этих семьях, как уже было отмечено, жизненный опыт характеризуется непостоянством, случайностью, быстрыми изменениями настроения, или быстрым темпом межличностных контактов, или отсутствием контакта, границами контроля, меняющимися в зависимости от родительского настроения, отсутствием поддержки и ориентации на нормы. Каким образом эти процессы развиваются у детей из неблагополучных семей? Различные авторы описали ближайшее окружение, в котором росли дети в неблагополучных семьях, указывая на некоторые факторы, способные блокировать развитие твердого чувства «я» и способности к самонаблюдению [1, с.77]. Характер среды, где живет ребенок, и его отношения со взрослым таковы, что подкрепление наблюдений происходит нечасто и в результате – качество реагирования снижается. Например, дошкольники в благополучной семье за выполнение чего-либо, особенно за успешное выполнение задания ожидают награды. Отсутствие такого ожидания в девиантной семье снижает у ребенка мотивацию к выполнению задания и соответственно не способствует самоподкреплению (мотивированию) за счет ощущения своей компетентности.
В неблагополучных семьях очень мало последовательного типа взаимодействия, который так обычен в благополучных семьях, где родители ставят пред ребенком цели и задачи, следят за их исполнением и подкрепляют (словом, прикосновением) за его выполнение, формирует у ребенка способность передать наблюдаемое. Ребенок, растущий в сложном и запутанном мире, по мере своего развития нуждается в значимых взрослых, которые бы давали ему необходимую информацию о мире, что помогло бы ему привести в порядок знание о действительности.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Таким образом, неблагополучная семья — это семья, имеющая низкий социальный статус в различных сферах жизнедеятельности; семья, в которой обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, присутствуют скрытые или явные дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Главной особенностью неблагополучной семьи является ее отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое приводит к его виктимизации и поведенческим отклонениям. Проблемы, с которыми сталкиваются неблагополучные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон жизни.
К сожалению, все большее число детей можно отнести к категории «группы риска». И это уже не только подростки из неблагополучных, неполных семей, но и несовершеннолетние из благополучных семей.

 

ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ВЛИЯНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

2.1 Диагностика уровня влияния неблагополучной семьи на становление личности ребёнка

В данной главе представлено экспериментальное исследование, направленное на выявление уровня влияния неблагополучной семьи на становление личности ребёнка дошкольного возраста, а также определение влияния психологической службы на развитие благополучной личности дошкольника из неблагополучной семьи. Базой проводимого исследования является ДОУ № 54 города Москвы «Солнышко». Испытуемыми были дети дошкольного возраста (от 4 до 6 лет) в количестве 10 человек (5 мальчиков и 5 девочек).
Эксперимент проводился в три этапа:
1) Констатирующий эксперимент, в ходе которого определялся уровень развития личности дошкольников;
2) Формирующий эксперимент, при котором разрабатывалась программа по формированию личности детей из неблагополучных семей, применяя психологические занятия;
3) Контрольный эксперимент, в ходе которого происходила диагностика уровня развития личности дошкольников, проверяя влияние формирующего этапа и сравнивая результаты с констатирующим.
Для диагностики уровня развития личности ребенка были использованы следующие методики:
— тест «Дом – дерево – человек» Джорджа Бука на выявления развития личности ребенка — незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения (методика представлена в Приложении 1)
— Тест «Несуществующее животное»; (методика представлена в Приложении 2)
— Методика Т.Д. Марцинковской «Лесенка» (методика представлена в Приложении 3).
По рекомендации психолога экспериментальное исследование проводилось с детьми из семей «группы риска», из трех групп по разрешению штатного психолога было отобрано 10 детей, согласно личным картам, эти дети воспитываются в неблагополучных семьях, двое детей воспитываются только бабушками, родители лишены родительских прав, четверо детей из многодетных неблагополучных семей, где родители злоупотребляют алкоголем, четверо детей воспитываются только мамой.
Экспериментальное исследование проводилось анонимно.
По результатам теста «Дом – дерево – человек» Джорджа Бука, который направлен на выявление развития личности ребенка — незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения были получены следующие результаты: У 7 детей дошкольного возраста выявлена тревожность, чувство незащищенности. На рисунках изображены облака, небо заштриховано черным цветом; руки человека тонкие, опущены вниз; преобладает штриховка рисунка; деревья разбросаны по всему листу; большие глаза.
1 ребенок нарисовал четкий пропорциональный рисунок, не проявил чувства неполноценности, тревожности, недоверия к окружающим.
У 2 детей на рисунках присутствовало нечеткое выражение тревожности, незащищенности, чувства недоверия, на рисунках этих детей облака были незаштрихованы, человек нарисован пропорционально дому.
Представим полученные данные графически:

Диаграмма 2.1- Результаты теста «Дом – дерево – человек» (констатирующий этап)
Таким образом, исходя из полученных результатов, можно выявить, что дети из неблагополучных семей проявляют тревожность, им присуще чувство незащищенности, фрустрации и враждебности, это связано с тем, что они зачастую лишены родительского внимания, любви, ласки. Количественная тревожность предрасполагает высокотревожного индивида к восприятию и оценке многих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.
Следующий диагностический тест – «Несуществующее животное». Цель теста: исследование личностных качеств ребенка: самооценка, уровень притязаний, тревожность, агрессивность, инфантилизм, замкнутость и др.
В результате тестирования, было выявлено: у 8 детей на рисунках было выявлено яркое проявление агрессии, тревоги, низкой самооценки, так как на рисунках было много мелких острых деталей (острый клюв, когти, острые зубы), сильный нажим карандаша при рисовании также свидетельствует о проявлении агрессии и тревоги. Двое детей использовали легкий нажим карандаша, спокойные цвета, легкую штриховку и закругленные линии, это свидетельствует об относительном эмоциональном благополучии ребенка.
Представим полученные данные графически:

 

Диаграмма 2.2- Результаты теста «Несуществующее животное» (констатирующий этап)

Исходя из полученных данных, наглядно видно, что у детей из неблагополучных семей развитие личности происходит на низком эмоциональном уровне, эти дети проявляют тревогу, у детей низкая самооценка.
Следующая диагностическая методика — методика Т.Д. Марцинковской «Лесенка», детям был предложен стимульный материал, в виде лесенки из семи ступеней и ребенку нужно было поставить себя на ступеньку, на которой он должен находиться, по его мнению.
Исходя из проведенного тестирования было выявлено: двое детей поставили себя на вторую ступеньку, это говорит о низкой самооценке, пятеро детей поставили себя на 4 и 5 ступеньки, это средний уровень развития самооценки ребенка, трое детей поставили себя на 6 и 7 ступеньки, это говорит о высоком уровне самооценки ребенка.
Предствим полученные данные графически:

Диаграмма 2.3- Результаты методики «Лесенка» (констатирующий этап)

Таким образом, исходя из проведенного констатирующего этапа исследования развития личности дошкольников из неблагополучных семей, было выявлено, что почти 80% испытуемых проявляют высокую тревожность, агрессивность, у детей низкая самооценка, если не проводить с детьми психокоррекционную работу, то этим детям трудно будет социализироваться в дальнейшем, при поступлении в школу у них будут проблемы при взаимоотношении с учителями и одноклассниками. Соответственно, на формирующем этапе исследования будет проводиться психокоррекционная работа с испытуемыми в виде психологических игр.
2.2 Психокоррекционная работа по развитию личности дошкольников из неблагополучных семей

Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольников — это появление способности управлять эмоциями, то есть произвольность поведения. Поведение постепенно превращается из побуждаемого спонтанными чувствами и впечатлениями («полевого поведения») в поведение «волевое», что означает переход от внешней к внутренней его регуляции, к возможности выбора собственного поведения.
Другое направление в развитии эмоций в дошкольном возрасте -эмоции становятся устойчивыми, приобретают большую глубину.
Появляются высшие чувства — сочувствие, сопереживание, сострадание. Наблюдая за внешними эмоциональными проявлениями, ребенок учится понимать поведение других людей и правильно реагировать в соответствии с ним.
Дети из неблагополучных семей «группы риска» имеют ряд специфических особенностей. Для таких детей характерны повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Общение носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью.
Отсутствие нормальных взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку приводит к невозможности формирования ощущения собственной значимости. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье — таковы главные причины нарушения эмоционального развития детей «группы риска».
Анализ выделенных выше особенностей позволил, наряду с развитием эмоциональной сферы, выделить и другие направления работы:
— формирование оптимистического склада мышления и мироощущения;
— формирование положительной установки на предстоящую деятельность;
— развитие позитивного отношения к своему «Я» (своим умениям и навыкам);
— повышение уверенности в себе;
— развитие навыков социального поведения;
— развитие умения расслабляться, снимать психоэмоциональное напряжение.
Особое внимание необходимо обратить на наличие следующих факторов:
— дефицит опыта общения, нарушение эмоциональных контактов (эмоциональная и социальная депривация);
— актуальное эмоциональное состояние (наличие депрессии, враждебности, тревожности, страхов);
— недостаточный уровень умственного развития (задержка темпов интеллектуального развития, задержка психического развития и развития речи, социальная и педагогическая запущенность);
— низкий уровень сформированности игры, недостаточная значимость игровых мотивов
— нарушения поведения (агрессивность, гиперактивность, неуравновешанность, неуправляемость поведения);
— низкий уровень сформированности мотивов установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Учитывая эти данные рекомендуется в качестве обязательного этапа проведения групповой игротерапии, имеющей своей целью снятие психотравмирующих переживаний, психоэмоционального напряжения и обеспечивающей минимальный необходимый опыт сюжетно – ролевой игры со взрослым. Это возможно осуществить при наличии игротеки и специалиста в области игротерапии, ознакомленного со спецификой работы с данной категорией детей.
Для данной категории детей характерны неустойчивость интереса, быстрое «остывание» и переключение внимания на выполнение каких-либо других действий (манипулирование предметами, толкание, дерганье других, выкрикивание и т.п.). Отмечается категоричность суждений в оценке действий партнера (кричат, осмеивают, передразнивают), копирование действий друг друга. Поэтому необходимым условием для объединения детей в игровой коллектив и развития доброжелательного отношения друг к другу является введение базовых норм поведения на первых игровых занятиях.
К числу правил поведения на игровых занятиях относят следующие:
1. В игровой комнате всем должно быть хорошо — поэтому нельзя драться, обзывать, дразнить друг друга.
2. В игровой комнате нельзя ломать и портить игрушки, нельзя уносить их с собой.
3. В игровой комнате все играют вместе.
Целесообразно использовать стенд с изображением в картинках правил поведения в игровой комнате. Закрепление правил осуществляется в процессе совместного обсуждения вопросов, поставленных перед детьми («Для чего мы здесь собрались?», «Что нужно сделать, чтобы всем было хорошо?» и т.п.)
Для сплочения детей друг с другом можно использовать предметы, символизирующие принадлежность к группе (значки с изображением животных, цветов, сказочных персонажей и т.п.). С целью предотвращения конфликтных отношений между детьми целесообразно использовать одинаковые значки. Значки выдаются ребенку либо во время ритуала знакомства с группой на 1-м занятии, либо на следующем занятии, предоставляя возможность каждому ребенку вместе с ведущим написать рядом с определенным изображением свое имя в уменьшительно-ласкательной форме.
Снятию эмоционального напряжения, барьера в общении с ведушим и партнерами способствуют подвижные игры («Замри», «Статуи», «Запрещенное движение», «Зеркало», «Хоровод»). Динамика этих игр предполагает чередование переходов от максимальной активности к расслаблению, а также способствует развитию самоконтроля. При проведении таких игр необходима постоянная фиксация внимания на малейших игровых успехах каждого.
Использование рисуночных методов (Рисунки на тему «Свободный рисунок», «Дорога в детский сад», «Какой я сейчас», «Каким я был маленьким») создает положительный эмоциональный фон, способствует снятию напряжения и установлению более «тесного» контакта с ведущим. Беседа с каждым ребенком после завершения работы позволяет уточнить содержание рисунка и способствует выражению эмоционального отношения ребенка к изображенному. Таким образом, этот метод является одновременно и диагностическим.
В играх на формирование интереса к сверстникам и развитие сплоченности группы («Паровозик», «Ладонь в ладонь», «Ручеек»), одновременно уделяется внимание развитию умения входить в контакт: представление, предложение (пожелание), благодарность.
Результаты работы психолога с данной категорией детей проявляются не сразу, а как показывает практический опыт, несколько отдален во времени.
Предлагаем конспект занятия по программе «Давайте познакомимся поближе» и конспект занятия по программе «Ты мой друг, и я твой друг».
Занятие 1
Цели:
— развитие групповой сплоченности, умения согласовывать свои действия с членами группы;
— развитие произвольности, самоконтроля;
— диагностика межличностных отношений в семье;
— диагностика эмоционального состояния по отношению к детскому саду.
Материалы:
— гимнастические скамьи, обручи, мячи (физкультурное оборудование);
— детский микрофон;
— листы белой бумаги, цветные карандаши.
Ход занятия:
Ритуальное приветствие
Сегодня мы поиграем в игру «Ладонь в ладонь»
а) Каждый из вас выберет себе пару. Вы будете двигаться по комнате и преодолевать препятствия. Сейчас мы «разобьемся» на 1-2-й. (Дети «разбиваются» на пары.) Первым нужно подойти к своим партнерам, представиться и предложить поиграть.
Пример: «Я — Катя. Давай поиграем вместе!»
Вторые принимают предложения, отвечая: «Спасибо. Давай».
А теперь мы встанем друг к другу лицом, поднимем руки с раскрытыми ладонями вверх, на уровне плеч и соединим их с ладонями партнера. Держимся крепко. Вы будете двигаться по залу и преодолевать разные препятствия на вашем пути. Помогайте друг другу, поддерживайте.
б) Участвует вся группа (7 — 9 человек). В этом случае все выстраиваются в линейку, и держась друг за друга (ладонь в ладонь), передвигаются по залу.
(Ведущий поощряет успехи каждой пары (каждого): преодоление препятствий, умение не разъединять руки, согласованность действий, помощь партнерам.)
Теперь игра для самых внимательных. Она называется «Запрещенное движение». Давайте станем полукругом, чтобы всем было видно. Это игра похожа на игру «Зеркало» про обезьянку, которая была на прошлом занятии. Но в игре «Запрещенное движение» есть движение, которое повторять нельзя, оно – запретное. Вот это движение (показ). Запомнили? Какое?
Кто может повторить?.. Молодцы!
Я буду показывать движения, а вы будете повторять их за мной, кроме одного — запретного. Будьте внимательны!
(Ведущий отмечает внимательных.)
В прошлый раз мы участвовали в телевизионной передаче «Веселые ребята». Помните, как вы выступали по телевизору? А сегодня мы включим телевизор и будем смотреть на ваших мам. Передача называется «Мамы о детях». Каждый из вас будет мамой, а я — журналистом. Мамы будут отвечать на вопросы журналиста. Они расскажут о своем ребенке.
Каждый по очереди «выступает» по телевизору. Вопросы журналиста:
— У Вас есть ребенок? Это сын (дочка)?
— Как зовут вашего ребенка?
— Что больше всего любит ваш ребенок?
— Как Вы к этому относитесь?
— Что Вам нравится в своем ребенке?
— Что Вам не нравится в нем?
(Выслушиваются ответы каждого. Можно использовать магнитофонную запись).
Журналист благодарит всех мам за выступление на передаче.
Ребята! А вы любите рисовать? Представим, что мы с вами — настоящие художники.
Мы будем рисовать картину, которая называется «Дорога в детский сад». Каждый из вас нарисует, как он один или с кем-то идет в детский сад. У вас на столах листы бумаги и цветные карандаши. Приступаем к рисованию.
После завершения работы проводится беседа с каждым ребенком по следующим вопросам:
— Кого ты нарисовал?
— Какое настроение (лицо) у каждого? Почему?
— Этому ребенку (на рисунке) нравится ходить в детский сад? Что ему нравится/ не нравится?
— Что чувствует этот ребенок?
Ответы детей записываются.
Традиционное прощание «Станьте в круг!»
Выясняются предпочтения детей.
Давайте возьмемся за руки. Мы сейчас с вами — одно, большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. (Все прислушиваются к своему дыханию и дыханию соседа.)
А теперь подышим все вместе. Вместе сделаем вдох — выдох, вдох — выдох, еще раз вдох — выдох. Очень хорошо.
Послушаем, как бьется его сердце — такое же большое и доброе. Тук — шаг вперед, тук — шаг назад. Еще раз. У нас у всех — сердце большого, доброго животного.
Спасибо всем! До свидания! До следующей встречи!
Занятие 2
Цели:
— гармонизация осознания имени;
— осознание и различие «Да»и «Нет»-чувства; обсуждение ситуаций, вызывающих приятные ощущения и реакцию отторжения;
— развитие чувства общности, умения действовать вместе;
— расслабление, оптимизация отношения к себе.
Материалы:
— аудиокассета с записью звучания моря;
— любимые игрушки, изображения «счастливого» и «несчастного» плюшевого мишки;
Ход занятия:
Ритуальное приветствие
Представим, что природа ожила и хочет поговорить с нами. Сейчас мы с вами окажемся на берегу моря. Мы будем стоять на песке, и будут набегать волны. Волны будут говорить с нами, шептать наши имена (включается музыка со звучанием моря).
Давайте сначала послушаем, как нас зовут волны. А теперь по очереди произнесем имя каждого.
(Ведущий произносит и показывает, как волны шепчут имя каждого)
Я вас попрошу снова взять свои любимые игрушки. Потрогайте их, прижмите к себе, посмотрите на них внимательно (дать детям время почувствовать и осознать физические ощущения при соприкосновении с любимыми игрушками). Что вы чувствуете, когда с вами любимые игрушки? Вам это нравится?.. Мы назовем это «Да»-чувством.
Что еще может вызывать в нас «Да»-чувство? Какие ситуации? (ответы детей записываются вокруг картинки «Счастливый плюшевый мишка».)
Мы не всегда имеем хорошее чувство внутри. Не все вызывает в нас «Да»-чувство. Когда мы чувствуем себя несчастными, печальными? Вам это нравится? Мы назовем это «Нет»-чувство. Когда мы себя чувствуем грустными, печальными? (ответы детей записываются вокруг картинки «Несчастный плюшевый мишка»)
(При затруднении ведущий может задавать наводящие вопросы:
— Вы любите свои игрушки?
— Вам нравится, когда мама приходит на праздник?
— Вы любите гулять? и т.п.
Это «Да» — чувства.
— Вы хотели бы, чтобы игрушки отобрали?
• Радостно, когда обижают? и т.п.
• Это «Нет» — чувства.
Первая наша игра на сегодняшнем занятии называется «Скульпторы». Кто знает, кто это такие? (выслушиваются ответы детей)
Мы разделимся на две команды: одни — скульпторы, вторые — глина. Глина мягкая, послушная, из нее скульптор делает свою фигуру: зверя, птицу, цветок и т.д. Дает ей название. Затем скульпторы гуляют по парку, рассматривают фигуры, хвалят и отгадывают. После поменяемся местами.
(Игру можно проводить под спокойную музыку. В конце всем предлагается изобразить свою фигуру. Ведущий отгадывает каждую)
Ребята, а вы любите купаться, плавать в пруду или речке? А кто видел (или был на) море?
Как приятно, когда волны ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в волны. Попробуем подвигаться, как будто мы волны. Попробуем «пошуршать» как волны, когда они накатываются на камушки на берегу. Как вы думаете, что говорят нам волны ?
Наверное они говорят: «Мы любим вас, мы любим вас…»
Давайте каждый из вас искупается в волнах. Кто хочет первый? Вставай в центр круга. Ребята! А мы, остальные — «волны». Мы будем подбегать к нему, поглаживать его и тихонько проговаривать слова: «Мы любим тебя, мы любим тебя…». Все вместе!..
Еще раз… И еще раз… Кто следующий ?… (этим занятие можно закончить)
Традиционное прощание «Станьте в круг».
На контрольном этапе исследования были использованы те же методики, что и на констатирующем. На контрольном этапе исследования были получены следующие результаты.
По результатам теста «Дом – дерево – человек» на контрольном этапе были получены следующие результаты: У 6 детей дошкольного возраста также на рисунках было проявление тревожности и незащищенности. На рисунках было много черного цвета, мелких разбросанных деталей.
1 ребенок, как и на констатирующем этапе не проявил чувство тревоги, нарисовал четкий пропорциональный рисунок.
У 3 детей на рисунках присутствовало нечеткое выражение тревожности, незащищенности, чувства недоверия.
Представим полученные данные графически:

Диаграмма 2.4 — Результаты теста «Дом – дерево – человек» (контрольный этап)

Диаграмма 2.5 – Сравнительные результаты теста «Дом – дерево – человек» на контрольном и констатирующем этапе

Таким образом, исходя из полученных результатов, можно проследить положительную динамику после проведения формирующего этапа исследования.
Следующий диагностический тест – «Несуществующее животное». В результате тестирования, было выявлено: у 6 детей на рисунках было выявлено яркое проявление агрессии, тревоги, низкой самооценки, так как на рисунках было много мелких острых деталей (острый клюв, когти, острые зубы). 4 ребенка нарисовали несуществующее животное в спокойной цветовой гамме, использовали закругленные линии, это свидетельствует об относительном эмоциональном благополучии ребенка.
Представим полученные данные графически:

 

Диаграмма 2.6- Результаты теста «Несуществующее животное» (контрольный этап)

Диаграмма 2.7 – Сравнительные результаты теста «Несуществующее животное» на контрольном и констатирующем этапе

Исходя из полученных данных, наглядно видно, что на контрольном этапе снизилось число детей, проявляющих низкое эмоциональное благополучие, проводимые коррекционные занятия положительно повлияли на испытуемых.
Следующая диагностическая методика — методика Т.Д. Марцинковской «Лесенка», исходя из проведенного тестирования на контрольном этапе было выявлено: двое детей поставили себя на вторую и третью ступеньку, это говорит о низкой самооценке, шестеро детей поставили себя на 4 и 5 ступеньки, это средний уровень развития самооценки ребенка, двое детей поставили себя на 6 и 7 ступеньки, это говорит о высоком уровне самооценки ребенка.
Предствим полученные данные графически:

Диаграмма 2.7- Результаты методики «Лесенка» (контрольный этап)


Диаграмма 2.7 – Сравнительные результаты методики «Лесенка» на контрольном и констатирующем этапе
По методике «Лесенка» данные после проведения формирующего эксперимента почти не изменились, следовательно, с детьми нужно продолжать проводить психокоррекционную работу.
Таким образом, в результате проведения трех этапов экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы: дети из неблагополучных семей испытывают тревогу, чувствуют незащищенность, проявляют агрессию, проведение психокоррекционных занятий с детьми в виде игр, способствует положительному развитию личности дошкольника, следовательно гипотеза исследования: использование психокоррекционной работы в виде игры способствует благополучному развитию личности дошкольника их неблагополучной семьи – доказана.

 

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Для диагностики уровня развития личности ребенка были использованы следующие методики:
— тест «Дом – дерево – человек» Джорджа Бука на выявления развития личности ребенка — незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения;
— Тест «Несуществующее животное»;
— Методика Т.Д. Марцинковской «Лесенка»
Исходя из проведенного исследования развития личности дошкольников из неблагополучных семей, было выявлено, что почти 80% испытуемых проявляют высокую тревожность, агрессивность, у детей низкая самооценка, если не проводить с детьми психокоррекционную работу, то этим детям трудно будет социализироваться в дальнейшем, при поступлении в школу у них будут проблемы при взаимоотношении с учителями и одноклассниками. Соответственно, на формирующем этапе исследования будет проводиться психокоррекционная работа с испытуемыми в виде психологических игр.
В результате проведения трех этапов экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы: дети из неблагополучных семей испытывают тревогу, чувствуют незащищенность, проявляют агрессию, проведение психокоррекционных занятий с детьми в виде игр, способствует положительному развитию личности дошкольника, следовательно гипотеза исследования: использование психокоррекционной работы в виде игры способствует благополучному развитию личности дошкольника их неблагополучной семьи – доказана.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, исходя из поставленных задач в начале исследования, можно сделать следующие выводы:
Неблагоприятная для развития детей социально-психологическая обстановка в семье характеризуется следующими проявлениями: общим дефицитом общения родителей, особенно отцов, с детьми; нехваткой соответствующих возрастным особенностям детей видов общения; преобладанием в семьях авторитарно-командного стиля общения с детьми; широкой распространенностью наказаний (в том числе физических) по сравнению с различными формами поощрения и поддержки детей; завышенными требованиями родителей по отношению к детям.
Проанализировав современное состояние проблемы неблагополучия, можно констатировать, что данная проблема очень актуальна, число таких семей стремительно увеличивается, появляются новые виды неблагополучных семей в современном обществе, что усугубляется нехваткой высококвалифицированных специалистов в этой области, а именно социальных педагогов. Неразвитость социальной сферы и недостаток образованных специалистов, ориентированных на проблемах семьи, что негативно отражается на ситуации в обществе.
Эксперимент проводился в три этапа:
1) Констатирующий эксперимент, в ходе которого определялся уровень развития личности дошкольников;
2) Формирующий эксперимент, при котором разрабатывалась программа по формированию личности детей из неблагополучных семей, применяя психологические занятия;
3) Контрольный эксперимент, в ходе которого происходила диагностика уровня развития личности дошкольников, проверяя влияние формирующего этапа и сравнивая результаты с констатирующим.
Для диагностики уровня развития личности ребенка были использованы следующие методики:
— тест «Дом – дерево – человек» Джорджа Бука на выявления развития личности ребенка — незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения;
— Тест «Несуществующее животное»;
— Методика Т.Д. Марцинковской «Лесенка».
По рекомендации психолога экспериментальное исследование проводилось с детьми из семей «группы риска», из трех групп по разрешению штатного психолога было отобрано 10 детей, согласно личным картам, эти дети воспитываются в неблагополучных семьях, двое детей воспитываются только бабушками, родители лишены родительских прав, четверо детей из многодетных неблагополучных семей, где родители злоупотребляют алкоголем, четверо детей воспитываются только мамой.
Экспериментальное исследование проводилось анонимно.
Исходя из проведенного констатирующего этапа исследования развития личности дошкольников из неблагополучных семей, было выявлено, что почти 80% испытуемых проявляют высокую тревожность, агрессивность, у детей низкая самооценка, если не проводить с детьми психокоррекционную работу, то этим детям трудно будет социализироваться в дальнейшем, при поступлении в школу у них будут проблемы при взаимоотношении с учителями и одноклассниками. Соответственно, на формирующем этапе исследования будет проводиться психокоррекционная работа с испытуемыми в виде психологических игр.
Дети из неблагополучных семей «группы риска» имеют ряд специфических особенностей. Для таких детей характерны повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Общение носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. На формирующем этапе с испытуемыми был проведен ряд занятий в виде игр, занятия были направлены на:
— формирование оптимистического склада мышления и мироощущения;
— формирование положительной установки на предстоящую деятельность;
— развитие позитивного отношения к своему «Я» (своим умениям и навыкам);
— повышение уверенности в себе;
— развитие навыков социального поведения;
— развитие умения расслабляться, снимать психоэмоциональное напряжение.
На контрольном этапе исследования было зафиксировано снижения числа детей, проявляющих низкое эмоциональное благополучие, тревогу, чувство незащищенности, следовательно, проводимые коррекционные занятия положительно повлияли на испытуемых.
Таким образом, в результате проведения трех этапов экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы: дети из неблагополучных семей испытывают тревогу, чувствуют незащищенность, проявляют агрессию, проведение психокоррекционных занятий с детьми в виде игр, способствует положительному развитию личности дошкольника, следовательно гипотеза исследования: использование психокоррекционной работы в виде игры способствует благополучному развитию личности дошкольника их неблагополучной семьи – доказана.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для вузов. М.: Академический проект, 2008.- 512с.
2. Азаров Ю. П. Семейная педагогика: педагогика любви и свободы. – М.: Просвещение, 2003. – 608 с.
3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика.- М.: Издательство политической литературы, 2005.- 238с.
4. Алексеева Л. С. Зависимость отклоняющегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучной семьи. – М.: Социс, 2000. – 352 с.
5. Бекетова И.И. Содержание работы педагога-психолога с подростками по развитию психологической устойчивости к кризисным ситуациям: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Ставрополь, 2001.- 12с.
6. Биологические и социальные факторы нарушений поведения у детей и подростков: Межвузовский сборник научных трудов / Ленинградский государственный педагогический институт им. А.И.Герцена; [Редкол.: Л.М. Шипицина и др.]. Л.: ЛГПИ, 2009. 108с.
7. Борисова Л.Г. Подросток в бизнесе: социализация или девиация // Социологические исследования.- 2001.-9.-С.68-76.
8. Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М.: Просвещение, 2008. – 332 с.
9. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записи детского психиатра. – М., 2004.
10. Волкова Е. Трудные дети или трудные родители.- М.: Профиздат,2002.-95с.
11. Воронин Г.Л. Социальное самочувствие россиян // Социологические исследования.-2001.- 6.- С.59-66.
12. Ганаева Е.А. Формирование когнитивно- коммуникативных умений подростков в историко- краеведческой деятельности: Автореф. дис. канд. пед наук.- Оренбург, 2009.- 15с.
13. Грищенко Л.А. Психология отклоняющегося поведения и задачи педагогической реабилитации трудновоспитуемых учащихся: Учебное пособие / Л.А. Грищенко, Б.Н. Алмазов; Свердлов. инженер.- пед. ин-т. — Свердловск: СИПИ, 2007.- 75с.
14. Губанихина Е. В. Педагогические условия нейтрализации влияния неблагополучной семьи на ребенка старшего дошкольного возраста: дис. …канд. пед. наук. – Саранск, 2004. – 225 с.
15. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания.- 2000.- 36с.
16. Додонов Б.И. Здравый смысл и наука о воспитании. // Советская педагогика. 2008.- 1. С.132-141
17. Дольто Ф. На стороне ребёнка. СПб.: Изд. Петербург XXI век, 2007.- 527с.
18. Дробинская А.О. Школьные трудности нестандартных детей. М.: ДОУ-Пресс, 2009. 140с.
19. 3акрепин А. В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии // Дефектология. – 2009. – № 7. – С. 19–23.
20. Звягинцев В.В. Ролевые конфликты подростков в институтах социализации реформируемой России: Автореф. дис. канд. социол. наук.- Новосибирск, 2000.- 18с.
21. Карцева, Л. B. Семья в трансформирующемся обществе / Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. — 2015. — №1. — С. 14-31.
22. Кевля, Ф. И. Социально-педагогическая поддержка семей и детей группы риска / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2013. — №4. — С. 5-10.
23. Манова-Томова В.С., Пирьов Г.Д., Пенушлиева Р.Д. Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте.- София: Медицина и физкультура,2001. 191с.
24. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев. М.: Спектр, 2015 — 492 с.
25. Мигелева, П. М. Содержание и методы работы социального педагога / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 2008. — №18. — С. 14-18.
26. Мирсагатова, М. Н. Специализированные социально-реабилитационные учреждения для несовершеннолетних. / М. Н. Мирсагатова. М.: Спектр, 2015. — 143 с.
27. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М., 2003.
28. Олиференко, Л. Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие / Л. Я. Олиференко. М.: Академия, 2012. — 256 с.
29. Поповичева, Л. И. Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ / Л. И. Поповичева, М. Д. Масанова, Н. И. Федотова // Молодой ученый. — 2014. — №10. — С. 15-36.
30. Поспелова, Е. С. Переход к принципам семейного воспитания — будущее сиротских учреждений в Российской Федерации / Государство. Экономика. Общество. — 2014. — №5 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ego.uapa.ru/en/issue/2015/01/06/. — Загл. с экрана.
31. Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением.-Киев: Вища ДОУ, 2001.-238с.
32. Селиванова Н.Л. Современные представления о воспитательном пространстве// Педагогика.- 2000.- 6.- С.35-39.
33. Степанов В.Г. Психология трудных школьников.- М.: Издательский центр Академия, 2007.- 320 с
34. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. – М., 2004
35. Цилуйко М.В. Некоторые технологии преодоления социальной стереотипизации у подростков с отклоняющимся поведением // Вестник психосоциальной и коррекционно реабилитационной работы. 2008.- 1.- С. 32-40.
36. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2005. – 76 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тест «Дом – дерево – человек» Джорджа Бука

Проективные особенности этого теста обусловлены неопределенностью предъявляемого стимула. Слова «дом», «дерево», «человек» знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый должен проецировать свое представление каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Кроме того, сами стимульные слова «дом», «дерево» и «человек» не только являются названиями классов объектов, но и несут определенные эмоциональные нагрузки. Поэтому эмоциональная реакция ребенка во время рисования или в беседе после рисования чаще всего представляет личностно значимую реакцию на отношение, желание, чувство или объект, прямо или символично присутствующие в рисунке. Считается, что рисунок дома, дерева и человека — это своеобразный автопортрет рисующего человека, так как в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной мере значимы для него. Цель: диагностика развития личности ребенка — незащищенность, тревожность, недоверие к себе, чувство неполноценности, враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения. Материал: для выполнения теста ДДЧ исследуемому ребенку предлагается простой карандаш, лист бумаги. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано ДОМ, на второй и третьей в вертикальной позиции сверху каждого листа — соответственно ДЕРЕВО и ЧЕЛОВЕК, на четвертой — имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования обычно используется простой карандаш 2М, так как при употреблении этого карандаша наиболее ярко видны изменения в силе нажима. Инструкция для ребенка: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево, и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Само выполнение теста состоит из двух частей: процесс рисования и беседы после него. Богатую информацию дает наблюдение за тем, как ребенок рисует. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются какие-либо непривычные движения. Когда ребенок заканчивает рисовать, ему задается ряд вопросов о его рисунках. Опрос обычно начинается с рисунка человека. Например, спрашивается, кого он рисовал, возраст нарисованного мальчика или девочки, что он делает, какое у него настроение, напоминает ли он когонибудь из его знакомых. Обычно опрос о рисунках перерастает в беседу о жизненных представлениях ребенка.
Анализ результатов: Качественный анализ рисунков проводится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными формальными признаками рисунка считаются, например, расположение рисунка на листе бумаги, пропорции отдельных частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима карандаша, стирание рисунка или его отдельных частей, выделение отдельных деталей. Содержательные аспекты включают в себя особенности, движение и настроение нарисованного объекта. Для анализа рисунков используются три аспекта оценки — детали рисунков, их пропорции и перспектива. Считается, что детали рисунка представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Испытуемый может показать в своем рисунке, какие детали имеют для него личностную значимость двумя способами: позитивным (если во время работы над рисунком ребенок подчеркивает или стирает некоторые детали рисунка, а также если он возвращается к ним) или негативным (если пропускает основные детали рисуемых объектов). Интерпретация таких значимых деталей или комплексов деталей может выявить некоторые конфликты, страхи, переживания рисующего. Но интерпретировать значение таких деталей следует с учетом целостности всех рисунков, а также в сотрудничестве с рисующим, так как символическое значение деталей часто бывает индивидуальным. Например, отсутствие таких основных деталей рисунка человека, как рот или глаза, может указывать на определенные трудности в человеческом общении или его отрицание. В проведенном нами исследовании было отмечено, что дети, страдающие ювенильным ревматоидным артритом, чаще рисовали детей с руками, спрятанными за спину, а также без ног или с каким-либо образом выделенными руками и ногами. Это указывало на переживания детей в связи с болезненностью суставов, частой их деформацией. Пропорции рисунка иногда отражают психологическую значимость, важность и ценность вещей, ситуаций или отношений, которые непосредственно или символически представлены в рисунке дома, дерева и человека. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка к данному пространству бумаги или как отношение одной части целого рисунка к другой. Например, очень маленький рисунок человека может показать чувство неадекватности субъекта в его психологическом окружении или желание аутистически выйти из ситуации. Считается, что перспектива показывает более сложное отношение человека к его психологическому окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение частей рисунка, движение нарисованного объекта. Например, человек, нарисованный в движении (бегущий, танцующий, играющий), чаще всего показывает активное, творческое отношение ребенка к своей жизни.
Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели были сгруппированы в следующие симптомокомплексы: 1) незащищенность; 2) тревожность; 3) недоверие к себе; 4) чувство неполноценности; 5) враждебность; 6) конфликт (фрустрация); 7) трудности в общении; 8) депрессивность. Каждый симптомокомплекс состоит из ряда показателей, которые оцениваются баллами. Если показатель отсутствует, ставится нуль во всех случаях, присутствие некоторых признаков оценивается в зависимости от степени выраженности. Так, наличие облаков на одном рисунке — 1 балл, на двух — 2 балла, а на всех трех — 3 балла (симптомокомплекс «тревожность»).

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Тест «Несуществующее животное»
Цель: исследование личностных качеств ребенка: самооценка, уровень притязаний, тревожность, агрессивность, инфантилизм, замкнутость и др. Инструкция. Нарисуй несуществующее животное, т.е. такое, которого нет в реальной жизни. Проведение теста. Детям предлагают лист белой бумаги и простой карандаш, а младшим детям 4,5-6 лет можно предложить цветные карандаши или фломастеры. Им также можно разъяснить понятие «несуществующее животное». Так, взрослый может предложить нарисовать такое животное, которого нет в жизни, оно существует лишь в сказках. Как и при проведении других личностных тестов, взрослый после начала работы не вмешивается в ее процесс. После того, как ребенок закончит рисовать, можно попросить его ответить на следующие вопросы: «Как зовут это животное?», «С кем оно живет?», «С кем дружит?», «Чем питается?» Ответы детей фиксируют. Анализ результатов. Прежде всего нужно обратить внимание на размер нарисованного животного и расположение этой фигуры на листе бумаги. Размер фигуры связан с самооценкой ребенка (чем больше размер, тем выше самооценка), а ее расположение на листе бумаги — с уровнем его притязаний. Расположение в верхней трети листа часто говорит о высоких притязаниях, а в нижней трети — о заниженных. Наиболее адекватным считается большой рисунок, расположенный в средней части листа. Такое расположение говорит об уверенности ребенка в себе, но отнюдь не о собственной идеализации; о его стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не любой ценой. Животное большого размера, размещенное в верхней части листа, свидетельствует о завышенной самооценке ребенка и его притязаниях на самые высокие оценки, на лидерство, хотя эти притязания и не всегда оправданы. Если рисунок еще и витиеватый (украшения на животном, цветы, орнаменты и т.д.), можно говорить о демонстративности тестируемого ребенка, т.е. о том, что он стремится обратить на себя внимание любой ценой. Если такие дети не могут получить положительную оценку, не становятся лидерами группы, они выбирают роль дезорганизатора, нарушающего любые правила только для того, чтобы привлечь к себе внимание. Наказания только усиливают негативизм и конфликтность таких детей, так как привлекают к ним внимание, чего они и добиваются. Поэтому лучше всего стараться не обращать внимания на их проделки (конечно, если они не опасны для окружающих и самого ребенка), одновременно поощряя их хорошие поступки, стараясь обеспечить их успех в какой-то деятельности. О неуверенности, тревожности, развитии комплекса неполноценности говорят рисунки, в которых маленькая фигура животного помещается в самом низу листа. Дети — авторы таких рисунков — нуждаются в поощрении взрослых, очень важно обращать внимание других детей на их успехи, например, на то, как хорошо они что-то нарисовали или склеили, если они не очень успешны в учебе или спортивных упражнениях. Такое поощрение необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал уверенность в своих силах, понял, что и у него есть много положительных качеств, что он не хуже других детей. Особенно важна такая работа с детьми из авторитарных семей, где от них требуют больших успехов во всех видах деятельности и послушания, что с трудом дается детям и приводит к занижению их самооценки. Если есть несовпадения между самооценкой ребенка и уровнем его притязаний, можно говорить о наличии внутриличностного конфликта. На рисунках, выполненных такими детьми, маленькая фигурка может располагаться в самом верху листа, либо, наоборот, большая фигура — в самом низу. Высокое нервное напряжение, тревога и агрессия у таких детей связаны с тем, что они не могут оценить себя, составить свой целостный образ. Их представление о себе постоянно меняется, а потому меняются и поведение, и характер общения. При этом дети, на чьих рисунках небольшая фигурка сильно смещена вверх, часто свою неуверенность и тревогу (иногда неосознанные) скрывают за нарочито жестким, агрессивным поведением, конфликтностью. Такой вид агрессии, который называется «агрессией от тревоги», весьма распространен как у детей, так и у взрослых, чтобы скрыть свое неумение, некомпетентность и неуверенность. Об этом поведении сложилась известная поговорка: «Лучший метод защиты — нападение». Такой тип отклонений часто появляется у детей, у которых нет уверенности в любви и защите. Дети боятся, что мама или папа не будет их любить, если они сделают что-то не так, не получат высокой оценки. Это и порождает их демонстративное притязание на высокую оценку, сочетающееся с неуверенностью в себе. Дети, которые рисуют большую фигуру внизу, наоборот, уверены в себе и в своих силах, но боятся или не хотят эту уверенность показывать. Это, как правило, дети из не очень благополучных семей, где ими не занимаются, их не любят, часто наказывают. При анализе рисунка нужно обращать внимание и на размещение фигуры по горизонтали. Так, фигура, смещенная в левую сторону или смотрящая влево, может свидетельствовать о конфликтности ребенка, его стремлении назад, в детство. Это может быть связано как с чрезмерными требованиями, предъявляемыми к ребенку, так и с ревностью ребенка, вызванной появлением брата или сестры, которых не было раньше. Фигура, сдвинутая в правую сторону (либо смотрящая вправо), часто говорит о стремлении в будущее, о желании стать взрослым. И хотя этот рисунок также свидетельствует о том, что дети не очень удовлетворены настоящим, такое стремление предпочтительнее стремления в прошлое.
Большое значение имеет и преобладание в рисунке горизонтальных или вертикальных линий. Фигура, вытянутая по горизонтали, чаще говорит о неуверенности, тревожности, а по вертикали — наоборот, об уверенности, агрессивности, стремлении к лидерству. Об агрессивности свидетельствуют и нарисованные когти, зубы, сжатые кулаки и т.п., как и ответы детей, что их животное питается другими животными, людьми, сырым мясом и т.д. Однако надо помнить, что эти ответы характерны для любой агрессии — и открытой, со стремлением к превосходству, к лидерству; и защитной, появляющейся в результате тревоги. Поэтому важно анализировать рисунок в целом, сопоставляя данные, полученные при анализе разных параметров. Рекомендуется обращать внимание на штриховку рисунков. Так, сильная, с нажимом, прямая штриховка часто связана с внутренним напряжением ребенка, стремлением его к высокой оценке, лидерству. Косая штриховка, также с сильным нажимом, часто выходящая за пределы контура изображения, может говорить о нервном напряжении ребенка, но скорее свидетельствует о неуверенности в себе, обидчивости, нервозности. Штриховка кругами обычно связана с инфантилизмом, стремлением ребенка к защите, любви и ласке, которых ему не хватает. Рисунки животных, имеющих панцирь, броню и т.п., говорят о желании ребенка спрятаться, уйти от общения. Такие рисунки характерны и для тревожных, и для замкнутых детей. Наличие барьеров, заборов, как круглых, так и прямоугольных, огораживающих фигуру, связано с отгороженностью самого ребенка, его желанием уйти от общения, от любопытства посторонних людей. Такой рисунок может говорить и о недостаточной эмоциональности детей. Рисунки птиц, бабочек или зверюшек, имеющих крылья, часто связаны с желанием ребенка выйти из неприятной ситуации, сложившейся в семье или в группе сверстников. При этом важно обратить внимание на положение фигуры на листе бумаги, которое показывает, где ребенку хотелось бы оказаться — в прошлом или в будущем (см. выше). Изображение ребенком антенн, проводов, биноклей и других подобных атрибутов часто связано с его интересом к окружающему, другим людям, стремлением наладить с ними связь.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Методика Т.Д. Марцинковской «Лесенка»
Цель: исследование самооценки детей 4 – 6 лет.
Задача: выявить уровень адекватности самооценки детей дошкольного возраста.
Стимульный материал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Посередине располагают фигуру ребенка. Для удобства может быть вырезана из бумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку в зависимости от пола тестируемого ребенка.
Инструкция: Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самые плохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступеньку тебя поставит мама? Папа? Воспитательница?
Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение, в случае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответы записывают.
Анализ результатов. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.

 

Написание учебных работ

Работы, написанные нашими специалистами — уникальны, так как они выполнена по индивидуальным требованиям клиента, а поэтому не имеют каких-то аналогов в сети Интернет. При этом, все недочеты или исправления вносятся в работу бесплатно на основании рецензии преподавателя.

Все работы обязательно проходят проверку в специализированной системе «Антиплагиат», она дает возможность обнаружить в документе присутствие заимствований из доступных в сети Интернет источников.

Оценка стоимости работы — БЕСПЛАТНО. Решить проблемы с учебой.

Убедитесь в результате

Введите email, WA, Telegram и получите стоимость работы

Убедитесь в результате

Введите email, WA, Telegram и получите стоимость работы

Скидка 15% на первый заказ

Введите email, WA, Telegram и получите скидку